«Мартин» для дальних путешествий: 74-летний нижегородец странствует на яхте и в доме на колёсах
Газета "Нижегородская правда" №73 от 29.09.2021
Подписка на газетуМихаил Храмов всю жизнь мечтал о далёких путешествиях. Свою мечту он осуществил после выхода на пенсию. Вот уже 14‑й год подряд он уезжает из дома в День пионерии, 19 мая, а возвращается после 1 сентября. Пройдя не единожды на своей яхте по всей Единой глубоководной системе Российской Федерации в Европейской части, нижегородец начал осваивать сухопутные маршруты, передвигаясь в доме на колёсах со всеми удобствами.
В честь гуся из сказки
Михаил Храмов живёт планами на год вперёд. Расписывает график предстоящих путешествий, размещает его в соцсетях и набирает команду на каждый этап путешествия.
– У меня всегда должна быть цель, – говорит он. – С 12 лет я ходил юнгой на яхтах Детского речного пароходства. Потом служил на Северном флоте, окончил Кронштадтскую школу подводного плавания. Вернувшись, записался в горьковский яхт-клуб, участвовал в соревнованиях. Тогда и начал мечтать о собственной яхте.
Работа Михаила была далека от романтики речных просторов. Выпускник горьковского политеха, он трудился в сфере связи, одна из последних перед выходом на пенсию должностей – начальник узла связи дорожного отдела милиции. В свободное время до самого выхода в отставку из органов МВД по выслуге занимался всеми видами спортивного туризма, на общественных началах исполнял обязанности председателя правления клуба туристов Канавинского района. За несколько лет до пенсии начал искать по разным городам страны себе яхту.
– И однажды в самарском яхт-клубе я увидел это чудо: красавец катамаран стоял на четырёх чурбачках, сверкая на солнце, – вспоминает он. – 10 метров в длину, 5 метров в ширину. Но владелец Евгений ни в какую не хотел её продавать – дескать, строил для себя. Это был 2003 год. С этого времени я перестал искать яхту – понял, что мне нужна именно эта. Стал регулярно, раз в месяц, созваниваться с Евгением. Мы подружились, он даже предлагал мне другую свою яхту, более габаритную, но мне как пенсионеру было бы тяжело её содержать. И в 2007 году случилось чудо, он мне звонит: «Твоя взяла».
Единственное условие, которое поставил прежний хозяин, – оставить название «Мартин». Сказал, что назвал её в честь гуся Мартина из сказки. Ведь гуси – самые дальние перелётные птицы.
Чемодан и Соловки
Вернувшись не без приключений на «Мартине» домой, Михаил поставил в плане: дойти до Соловков, а это 1400 км.
– Но надо было укрепить мотор. Нужна была материальная поддержка, – рассказывает путешественник. – И нам повезло – одна организация, которая отмечала своё 30-летие, попросила нас провезти до Соловков их символику. Но в районе Кинешмы моторная стойка сломалась напрочь. Привезли нас на завод и всё приварили. Ещё раз поломка случилась на озере Онега. На стоянке Беломорск старый сварщик буквально сотворил чудо и не взял с нас ни копейки, как я ни уговаривал.
Но приключения на этом не закончились.
– На Соловках наш катамаран стоял у высокого Тамариного причала, – продолжает Михаил. – За габариты и форму его там прозвали чемоданом. Там в это время готовилась ежегодная Соловецкая регата. За неделю я объездил все Соловки на своём велосипеде, который всегда вожу с собой. А когда мы отплывали, поменяв по договорённости старпома, я вдруг вспомнил, что забыл велосипед на причале. Вернулись за ним и ещё неделю пробыли на Соловках.
А когда снова отправились домой, началась регата, и яхты ушли на трёхдневную гонку.
– Передовые яхты были впереди нас километра на четыре, – Михаил ещё раз проживает те яркие эмоции. – Но подул наш любимый ветер галфинд – боковой, под 45 градусов к корме. И нас понесло! Мы обогнали и первого, и второго участника. Ещё фору дали в три километра. И нас зауважали: «А чемодан-то бегает!»
Этот первый выход занял у Михаила четыре месяца. К Новому году он составил новое расписание: путь до Астрахани в восемь этапов по 400 – 500 километров, самый большой отрезок – Волгоград – Астрахань.
– Вниз по течению быстро сносит – а назад-то ой-ёй-ёй, – смеётся Михаил. – Зато рыбы, ягод и грибов множество. Отъедались.
Корабль на колёсах
А в прошлом году Михаил сменил речного «Мартина» на сухопутного.
– В прошлом году я поймал себя на мысли, что с лодки практически не выходил на берег, – поясняет Михаил. – И захотелось мне иметь «корабль на колёсах», который может в любую точку привезти. Яхту продал с условием, что каждую осень две недели минимум буду её забирать.
Собрал новую команду. Дом на колёсах нашли в Чебоксарах – марка «Фиат Дукато» 1992 года, 7 метров длиной, более 2 метров шириной, шесть спальных мест.
– Главное, все удобства есть: камбуз, тёплый душ, гальюн, кухонная стойка и два стола, которые можно в спальные места превратить, – констатирует путешественник. – В машине газовый обогрев, но он мне практически не нужен: я установил на крышу фотопанели, которые выдают 3,5 килововатт-часа в сутки, этого хватает на приготовление пищи всей команде.
Первый сухопутный выход был к месту упокоения Фёдора Фёдоровича Ушакова, в Санаксарский монастырь в Мордовии.
– Это гениальный адмирал, ни одного сражения не проиграл! – объясняет Михаил. – Этим летом с командой объехали многие нижегородские достопримечательности: побывали в Большеболдинской усадьбе Пушкина, в Выксе, Дивееве, Вознесенском, Бутурлино, Ичалках. Выезжали с художниками в Суздаль. Побывали в муромских лесах – они потрясающие, там деревья только вдвоём можно обхватить.
Дома Михаила ждёт супруга – верная спутница жизни.
– Мне повезло – жена привыкла к моим путешествиям, – улыбается наш герой. – Поняла, что я по-другому не могу.