Машины времени: чем сейчас живет нижегородский автопром
Газета "Курс Н" №3 от 26.03.2021
Автопромышленность стала одной из самых пострадавших отраслей за время пандемии коронавируса. Остановка производства, падение продаж, отказ от автосалонов и новинок – это ещё не весь перечень неприятных последствий, которые постигли предприятия.
Как сейчас обстоят дела в отрасли? И чем живут нижегородские автопредприятия?
ГАЗ: не LCV единым
Естественно, обойти вниманием флагман регионального автопрома невозможно. Мы и не станем.
Основная продукция ГАЗа – лёгкие коммерческие грузовики (LCV). На этом рынке уже год как продолжаются небольшие качели – продажи то проседают, то чуть-чуть подрастают. По итогам февраля в России, говорят данные Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и LCV выросли до 120 тысяч, на 0,8%. При этом за январь – февраль продажи упали на 1,4% в годовом выражении.
Но Горьковский автозавод не ставит всё на «одну лошадь». В феврале стартовали серийное производство и продажи новой модели среднетоннажного грузового автомобиля «Валдай NEXT». Бескапотная кабина позволила уменьшить габариты автомобиля, увеличить объём доступного грузового пространства, обеспечить высокую маневренность и минимальный радиус разворота. Грузовик предназначен в первую очередь для городских перевозок. Поставляется с уже готовыми надстройками, которые устанавливаются на заводском конвейере. Первоначально к заказу будут доступны три типа надстроек: промтоварные и изотермические фургоны, европлатформы. В дальнейшем появятся и другие варианты спецтехники.
«Группа ГАЗ» инвестировала в разработку и организацию производства автомобиля около 1,4 млрд рублей, включая 400 млн рублей льготного займа под 1% годовых от Фонда развития промышленности (под управлением ВЭБ.РФ). У машины высокая степень унификации с линейкой «ГАЗон NEXT».
– «Валдай NEXT» – это компактный городской грузовик, маневренный и экономичный, который будет выпускаться с набором наиболее востребованных надстроек. Мы постарались сделать машину не только функциональной и эффективной с точки зрения бизнеса, но и максимально удобной для водителя. Хорошая обзорность и множество электронных «помощников» позволят обеспечить высокий уровень безопасности в дороге, – рассказал президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.
Стоит отметить выход «Группы ГАЗ» в сектор электромобилей. Даже можно сказать, что она его фактически создаёт. Серийный выпуск GAZelle e‑NN запланировано начать в нынешнем году, пока идёт предпромышленный выпуск. А на одном из месторождений «Газпромнефти» тестируется электрическая беспилотная «ГАЗель NEXT».
Как пояснили в пресс-службе «Группы ГАЗ», «GAZelle e‑NN – название семейства первых российских коммерческих электромобилей, первые предсерийные образцы которых недавно сошли с конвейера. Беспилотник «ГАЗель NEXT» – это несколько прототипов беспилотных автомобилей, построенных на базе платформы «ГАЗель NEXT». Все они имеют электрический привод, однако различаются между собой по используемому оборудованию и техническим характеристикам. В проекте GAZelle e‑NN мы отрабатываем технологии создания электромобилей, в проекте беспилотников – возможности автономного движения автомобиля и работу различных систем активной помощи водителю».
Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич уверен, что через семь лет российский рынок LCV поделят между собой пополам бензиновые и электромобили.
ПАЗ расширяет линейку
«Павловский автобусный завод» представил в феврале расширение линейки модификаций пазика. К автомобилю для ритуальных услуг, передвижному пункту полиции, мобильной стоматологической поликлинике и передвижному офису добавился автокемпер – дом на колёсах.
Фактически это работа на ещё не сформировавшийся сегмент с потенциально неплохим спросом на подобного рода автотехнику. Выпускаться автокемпер будет на базе ПАЗ-3205 и более современного ПАЗ Vector NEXT. Стоит 3,5 миллиона рублей и 5,5 миллиона рублей соответственно.
Нишевые производители держатся
Арзамасский завод «Коммаш» активно продвигает в регионах новую разработку предприятия – мусоровоз КО-440 – 8 на шасси «КамАЗ». Кроме того, арзамасцы расширили варианты взаимодействия с заказчиками, предлагая переоборудование автомобилей на шасси, уже побывавшем в эксплуатации. Завод выпускает широкий ассортимент коммунальной техники.
Автомобильный завод «Чайка-Сервис» свыше четверти века специализируется на изготовлении и реализации сложной автоспецтехники как на отечественных, так и импортных шасси. На сегодня модельный ряд превышает 400 экземпляров. «Чайка-Сервис» занимает лидирующие позиции по России в своём секторе. В частности, завод предлагает рынку новую, 550‑ю, серию кранов «Чайка-Tadano» с повышенной грузоподъёмностью.
Несбывшиеся надежды
Богородск, помимо города кожевенников, мог стать местом производства среднетоннажных грузовиков. В середине 2008 года Русская автомобильная компания (РусАК), предприятие-спутник «КамАЗа», заявила о начале строительства в Богородске завода по выпуску среднетоннажных грузовиков, шасси и комплектующих. Планируемый выпуск грузовиков – 7000 экземпляров в год, шасси – до 2,2 тысячи штук, коробок передач – до 40 тысяч единиц, мостов – до 22 тысяч штук. Реализация продукции намечалась не только в Нижегородской области, но и в двух столицах.
Планировалось вложить за четыре года порядка 90 млн евро. С тех пор никаких новостей о проекте не было. И это несмотря на то, что аналитик по машиностроению ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын прогнозировал рост объёмов производства среднетоннажников до 2012 года на 20% в год.
Не перешёл в разряд автогородов и Бор. К нему в начале 2000‑х приглядывались Nissan и Toyota, даже представители приезжали, но что-то японцев не устроило. Зато украинцы продвинулись аж до закладки камня на месте строительства будущего завода в 2006 году.
Для реализации проекта была создана компания UTTech («Объединённые транспортные технологии»), учреждённая в России крупными автопроизводителями из Украины: корпорацией «Богдан» и ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (ЗАЗ). Руководителем проекта UTTech стал Василий Каплун, ранее – один из топ-менеджеров Павловского автобусного завода. Выпускать планировалось 160 тысяч легковушек и 6000 автобусов ежегодно, да ещё 8000 шасси для автобусов и 80 тысяч дизелей. Планируемые инвестиции – $ 470 млн и 10 тысяч рабочих мест. Проект затух задолго до 2014 года с присоединением Крыма.
А вот Семёнов лишился завода «Семар», работавшего ещё со времён СССР, из-за банкротства владельца – компании «Самотлор-НН». Нижегородцы хорошо начали, приобретя «Семар» в 2003 году, заняли серьёзные позиции на рынке автомобилей скорой помощи, микроавтобусов и автофургонов.
Генеральный директор «Самотлор-НН» Николай Сандугей, выходец с «ГАЗа», анонсировал совместное производство LCV с Iveco. На официальную церемонию запуска завода прибыл президент Iveco Паоло Монферино, который сообщил об инвестициях в проект 50 млн евро.
К 2010 году планировалось выйти на полную годовую производственную мощность – 25 тысяч авто. Но в марте 2010 года Арбитражный суд вынес решение о признании «Самотлор-НН» банкротом, на этом всё и закончилось.
Константин Барановский