Машины времени: почему в Арзамасе выставили на продажу легендарные автобусы
Газета "Деловая Газета НП" №86 от 02.11.2020
Подписка на газетуАрзамас – единственный город в Нижегородской области и один из немногих в России, где пассажиров продолжают возить автобусы ЛиАЗ, прозванные в народе «луноходами». Они стали одной из достопримечательностей города. Но автопарк обновляется, и «луноходы» постепенно уходят в историю. Местное транспортное предприятие выставило на продажу ЛиАЗы, которые возили пассажиров почти 30 лет.
Заповедник мамонтов
Благодаря транспортной фишке Арзамас прозвали заповедником автобусных мамонтов. Сюда даже из других городов приезжают, чтобы посмотреть на «машины времени» – «луноходы планеты Земля».
ЛиАЗ-677 начали проектировать ещё в 1960 году. В 1964‑м начались испытания новых автобусов. Через три года сделали опытные партии, а с 1968-го запустили серийное производство.
Через несколько лет началась работа над моделью с улучшенными характеристиками ЛиАЗ-677М. Автобусы начали массово выпускать в 1982‑м. И для многих людей с этими автобусами связаны воспоминания о детстве, юности. В прорезь кассового аппарата опускали 6 копеек, откручивали билет, а в салоне висели таблички с призывом: «Совесть пассажира – лучший контролёр».
Последний ЛиАЗ-677М сошёл с конвейера Ликинского автобусного завода в 1994 году. Конвейер демонтировали.
На смену «луноходам» давно уже пришли более современные машины, но в Арзамасе они по-прежнему добавляют колорита в городской пейзаж.
– Обычно такие автобусы служили 10 лет. Но у нас они до сих пор продолжают возить пассажиров, – рассказал нам главный инженер предприятия «Арзамасский пассажирский автомобильный транспорт» Михаил Вязов. – Дело в том, что у нас весь персонал был заточен под эту марку автобусов, вся ремонтная зона. Вот такими мы патриотами оказались. У нас до сих пор есть запчасти для их ремонта. Я сам слесарем начинал. Прекрасно эти автобусы знаю. Их отличала простота в ремонте. И ломались они, прямо скажем, нечасто. Однако, конечно, всему есть предел.
На предприятии говорят, что ремонт требует всё больше средств, да и топлива старые автобусы потребляют много –
60 литров на 100 километров.
Экскурсия в прошлое
Автопредприятие выставило на торги три автобуса: ЛиАЗ-677М 1994 года выпуска по первоначальной цене 130 тысяч рублей, ЛиАЗ-677М 1991 года также за 130 тысяч и ЛиАЗ-677 1991 года выпуска за 89 тысяч рублей.
В мае этого года у арзамасских транспортников уже купили два исторических автобуса. Они теперь в Ярославле.
– Один из них восстанавливают и будут использовать для проведения экскурсий с погружением, так сказать, в атмосферу времени, второй автобус пошёл на запчасти, – рассказал нам Михаил Вязов. – Вообще такие автобусы могут заинтересовать любителей истории, тех, кто занимается реставрацией транспорта. Одним словом, им ещё можно найти применение.
Три автобуса, выставленные сейчас на торги, уже пытались продать. Аукцион был назначен на 16 сентября этого года, но
не состоялся – желающих купить исторический транспорт не оказалось. Ещё одна попытка – через две недели.
– Заявок пока нет, но звонки были, – продолжает Михаил Вязов. – Приезжали шестеро ребят из Москвы, смотрели автобус 1994 года выпуска. Приезжали из Дзержинска. Были звонки из Череповца. Так что интерес к нашим машинам проявляют, и мы будем рады, если они ещё послужат на каком-то другом поприще.
Памятник труженику
На арзамасском автопредприятии остаются ещё пять исторических ЛиАЗов. Два из них выходят на линии – по пригородным маршрутам. Остальные на консервации. Причём есть планы одну из машин установить в качестве памятника автобусу-труженику.
– К нам с такой просьбой и местные жители обращались, – говорит Михаил Вязов. – Мы подготовили проект, посчитали: на восстановление автобуса, чтобы поставить его как памятник, надо миллион рублей. Будем надеяться, что планы когда-нибудь осуществятся.
Между тем арзамасский автопарк обновляется. В марте 2018 года сюда поступили 26 автобусов, переданных Москвой. В августе 2019-го поступили 11 автобусов марки ПАЗ средней вместимости.
В сентябре – шесть автобусов марки КАВЗ большой вместимости на газомоторном топливе. Каждый такой автобус рассчитан на 90 пассажиров. Автобусы купили в рамках развития кластера Арзамас – Дивеево – Саров. И замена старого транспорта продолжится.