Мастер и Маргариты: кто был главной женщиной в жизни Булгакова
Газета "Новое дело" №18 13.05.2021
Подписка на газетуКультовый роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, чей 130-летний юбилей будет отмечаться в России 18 мая, завораживает своей историей любви. Ни у кого не возникало сомнений, что прообразом Мастера был сам автор.
А вот кто стал Маргаритой? Всего у писателя было три главных музы, и каждая из них, несомненно, повлияла на его творчество…
Девушка из высшего общества
Его романы всегда были стремительными и сопровождались бурным обсуждением в обществе. Первой женой Михаила Булгакова стала потомственная дворянка Татьяна Лаппа. Она родилась и выросла в Саратове, а с Булгаковым познакомилась в Киеве, куда приехала погостить к своей тёте. Та дружила с матерью будущего писателя, и гимназисту Мише, коренному киевлянину, было поручено показать юной гостье город. Прогулки закончилась взаимной влюблённостью, которую одинаково не одобрили родители обоих. Они считали, что их дети сначала должны получить образование и встать на ноги. Но всё получилось иначе.
Едва окончив гимназию, Татьяна вернулась в Киев. Поступила на историко-филологическое отделение Высших женских курсов Фребелевского института. И с Булгаковым с тех пор они были практически неразлучны.
Образ жизни молодой пары приводил в ужас их родственников. Ещё до венчания они жили вместе на съёмной квартире, ездили в театры, рестораны, проматывали деньги, которые Татьяне присылал на содержание отец. В конце концов, родители настояли на венчании, но молодые продемонстрировали полное пренебрежение к традициям. Ещё до свадьбы Татьяна сделала аборт. На церемонию пришла без фаты, в полотняной юбке и блузке, которую купила ей мама. А после свадьбы забросила учёбу – теперь Татьяна была готова всецело посвятить себя мужу.
Во время Первой мировой войны они вместе отправились на фронт. Она была сестрой милосердия, он служил хирургом.
Потом Булгакова направили земским врачом в Смоленскую губернию. Работа была тяжёлой, а годы – голодными. Михаил Афанасьевич ложился спать и мечтал только о том, чтобы среди ночи его не разбудили принимать очередные роды. А потом им пришлось пережить ещё одно испытание – будущий писатель пристрастился к морфию. Как раз в это время Татьяна забеременела, и он настоял на аборте: «Я сам врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов».
Несколько лет совместной жизни превратились в настоящий ад: Татьяна плакала, грозила покончить жизнь самоубийством, молилась. И случилось чудо – Булгаков постепенно отказался от морфия и увлёкся литературным творчеством.
Но это и разделило их с Татьяной. Возможно, Булгакову казалось, что жена – недостаточно тонкая натура, чтобы его понять. Он зачитывал ей первые главы своей «Белой гвардии». А вскоре книга вышла целиком. Но была посвящена уже другой женщине…
Реальная Любовь
С Любовью Белозёрской они встретились на званом вечере по случаю возвращения из эмиграции Алексея Толстого. Сама Белозёрская тоже только что вернулась из-за границы. Дочь дипломата, блестяще образованная, она знала несколько языков, училась в частной балетной школе, танцевала в парижском мюзик-холле, знала весь цвет российской эмиграции. Незадолго до возвращения она развелась со своим мужем, известным фельетонистом Василевским, который изводил её своей ревностью, и искала того, кто смог бы снова составить её счастье.
Булгаков мало подходил на эту роль. Когда он появился на том вечере в жёлтых лаковых ботинках, Белозёрская пренебрежительно назвала их цыплячьими. «Если бы надушенная дама, только что приехавшая из-за границы, знала, с каким трудом мне достались эти ботинки, она бы так о них не отзывалась», – обиженно ответил писатель.
Однако вскоре они уже задушевно беседовали, а через несколько месяцев после знакомства поженились.
Любовь Евгеньевна сильно отличалась от первой жены Булгакова Татьяны. Она принимала самое активное участие в его литературной деятельности: помогала с рукописями, переводами и даже сюжетами. Именно её воспоминания легли в основу пьесы об эмигрантах «Бег».
Но вместе с тем Белозёрская не была готова полностью раствориться в жизни мужа. Михаила Афанасьевича не раз терзал вопрос: любила ли она его по-настоящему или просто удачно «приспособилась»? Любовь Евгеньевна вела привычный светский образ жизни: устраивала посиделки на кухне с друзьями, где выпивали и спорили об искусстве. А в соседней комнате Булгаков пытался сосредоточиться и писать. Однажды он не выдержал и сказал жене: «Даже Достоевский не работал в таких условиях!». «Но ты-то не Достоевский!» – парировала она.
Впрочем, очень скоро в его жизни появилась та, которая считала его настоящим гением. И эта встреча перевернула всё.
Елена прекрасная
Елена Шиловская принадлежала к тому типу женщин, который называют роковым. Где бы она ни появлялась, она всё время становилась центром внимания. Елена родилась в Риге, в готическом особняке, в семье богатого и известного человека Сергея Нюренберга. Он был большом поклонником театра, писал пьесы и организовал Театр русской драмы. Елена выросла в возвышенной атмосфере и получила прекрасное образование. Когда ей было девятнадцать, к ней посватался поручик Бокшанский, но девушка уговорила его жениться на её старшей сестре Ольге.
Впрочем, вскоре она тоже отправилась под венец вместе с военным офицером Юрием Неёловым. Познакомились они не при самых приятных обстоятельствах – на похоронах его отца, актёра Мамонта Дальского. Юрий рассказал Елене страшную историю гибели Дальского: он попал под колёса трамвая. Позже этот эпизод появится в романе «Мастер и Маргарита», а сама Елена станет прототипом главной героини.
Впрочем, до того как стать музой писателя, она успела дважды побывать замужем. Вторым мужем Елены стал военный деятель Евгений Шиловский, в подчинении которого оказался Неёлов. Увидев Елену однажды, он не смог справиться со вспыхнувшей страстью и попросту увёл её из семьи. Двое сыновей, дом – полная чаша, целый штат прислуги – у Елены было всё, чтобы она могла просто наслаждаться жизнью. Но чего-то не хватало. Когда няня занималась детьми, она часто гуляла в одиночестве, пытаясь заглушить ощущение скуки и пустоты. Точь-в-точь как булгаковская Маргарита. Настоящей отдушиной Елены Шиловской был театр. Там она и увидела однажды пьесу «Дни Турбиных» и с тех пор мечтала познакомиться с автором.
На масленичный вечер в феврале 1929 года она пошла только потому, что увидела фамилию Булгакова в списке приглашённых. Их посадили рядом, на рукаве шёлкового платья Шиловской развязалась завязочка, и она кокетливо попросила писателя её завязать. Позже Булгаков вспоминал, что именно этой завязочкой она как будто навсегда его к себе привязала.
Хотя поначалу они пытались просто дружить. Однажды Булгаков получил гонорар и пригласил Елену Сергеевну на кружку пива. Закуской было варёное яйцо. Всё это мало походило на мир роскоши и деликатесов, к которому она привыкла. Но зато никогда ещё ей не было так весело.
Постепенно эти дружеские встречи стали напрягать Шиловского. Елена, которая уважала мужа и считала его человеком благородным, пообещала больше не встречаться с писателем. Не подходила к телефону, не выходила на улицу одна. Разлука длилась долгие 20 месяцев. Пока однажды они случайно не столкнулись с Булгаковым на улице и поняли, что друг без друга просто не могут.
Пережив тяжёлые разводы они, наконец, воссоединились. Теперь весь домашний уклад был выстроен в интересах Михаила Афанасьевича. Хозяйством занимались домработницы. А Елена Сергеевна фактически стала его менеджером и личным секретарём. Печатала на машинке, хранила рукописи, вела дневник, где фиксировала все события его жизни.
В 1939 году Михаил Булгаков написал пьесу о Сталине «Батум» . Но она была запрещена к показу самими вождём, который посчитал постановку неуместной. «Он подписал мне смертный приговор», – сказал Булгаков жене.
С тех пор его здоровье стало резко ухудшаться. Он диктовал Елене Сергеевне последнюю редакцию романа «Мастер и Маргарита», постепенно теряя зрение и речь. У Михаила Афанасьевича обнаружили нефросклероз почек. Он сгорел буквально за год.
Елена Шиловская взяла на себя заботы о творческом наследии мужа. Её стараниями спустя 26 лет (!) роман «Мастер и Маргарита» всё-таки был опубликован и принёс Булгакову мировую известность. Вскоре был экранизирован «Бег». А на следующий день после его просмотра Елена Шиловская умерла. Чтобы навсегда воссоединиться со своим Мастером.
Лариса Плахина