Мастер из Чкаловского района раскрыл секреты древнего ремесла
Газета "Нижегородская правда" №1 от 13.01.2021
Подписка на газетуОт деревянных фигурок коней веет чем-то тёплым и родным. Как говорит руководитель клубного формирования «Новинская игрушка» Чкаловского района Александр Баукин, их пропорции оттачивались веками, в них нет ничего лишнего. У скакунов нет даже хвоста – он бы нарушал текучесть линий от лошадей к тарантасу. Недавно мастер пополнил экспозицию музея новинской игрушки, экспонаты для которого создал сам, и первым подлинником.
Любимая забава детворы
Александр Баукин известен далеко за пределами Чкаловского района как мастер, возродивший исчезнувший промысел – новинскую деревянную игрушку.
– О том, что наши края были родиной деревянной игрушки, которая славилась по всей России, мне ещё лет тридцать назад говорил наш писатель-краевед Валентин Павлович Лукин, – рассказывает мастер. – Но как я ни старался найти среди пожилых людей тех, кто мог бы подробно описать эти игрушки, всё было тщетно. Только вспоминали в общих чертах, что были такие деревянные яркие игрушки и дети их всегда искали на базарах. Но промысел исчез, когда в 1947 году была расформирована артель местных кустарей-игрушечников. В семьях игрушки не сохранились: дерево – материал недолговечный.
Впервые увидел эти старинные русские игрушки Александр Анатольевич в художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Правда, там они были обозначены просто как нижегородские. Пользуясь фотографиями музейных экспонатов, Баукин начал воссоздавать утраченный промысел и продолжает это дело почти 20 лет. Кстати, до увлечения новинской игрушкой Александр Анатольевич уже владел несколькими видами народного искусства: резьбой по дереву, бондарным делом, лозоплетением, гончарным делом. Любовь к народному творчеству передалась ему генетически: он родился и вырос недалеко от Новинок, в семье умельца-бондаря. В 1997 году Александр Баукин открыл первый в районе центр по возрождению ремёсел.
– Конечно, наши игрушки сегодня делаются уже при помощи современных станков, а не топором, как раньше, – не скрывает мастер. – Иначе у них не было бы такого товарного вида. Но даже с современными орудиями они достаточно трудоёмки. Самая затратная по времени тройка с упряжкой –на неё уходит три дня. Роспись тоже достаточно трудоёмкая, она требует симметричности, аккуратности, однотонности. Если на растительном орнаменте небрежность можно и не заметить, то здесь любая погрешность будет сразу видна.
Секреты древнего ремесла
На сегодняшний день мастер воспроизвёл весь ассортимент новинской игрушки: каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижной планке, упряжки коней с кучером и с повозкой – всего около 10 видов топорно-щепных игрушек, которыми славились когда-то окрестности села Новинки. Все они представлены в музее новинской игрушки, созданном при Новинском центре ремёсел в 2014 году.
– Такие игрушки делались только в наших краях, спутать их с другими невозможно, – уверен Александр Анатольевич. – Например, удивительные не спадающие новинские колёса для упряжек коней делались по особой технологии – из сырой берёзы. Вырезанные колёса насаживаются на сухую ось, дерево, высыхая, съёживается, и колесо держится за выступ оси без клея и гвоздей. Мы также придерживаемся этой традиции.
Искусствоведы подтвердили, что авторские изделия Александра Баукина выполнены в стиле традиционных русских игрушек, какие мастерили кустари-игрушечники села Новинки, деревень Яковлево, Ельзелькино и других населённых пунктов Чкаловского района. В 2008 году воссозданные им новинские игрушки были утверждены на художественном областном совете как относящиеся к художественным промыслам.
В одной упряжке
А теперь в музее рядом с воссозданными игрушками поселился и подлинный деревянный конь. Эту игрушку-каталку Александр Баукин высмотрел в музее в соседнем селе и выменял его на современную упряжку.
- Это первая подлинная игрушка, которую я мог держать в руках – прежде я видел их только за стеклом в музеях, — признаётся мастер. –Я внимательно её изучил и понял, что делал всё правильно.
Сейчас Александр Анатольевич проводит в центре ремёсел занятия для детей по изготовлению сувениров по мотивам новинской игрушки. Есть группа по созданию игрушки для пожилых людей (она приостановлена на период пандемии).
О деревянных новинских конях мастер теперь знает всё:
– В этих игрушках символична каждая деталь. Парная упряжка коней является символом семьи: коренник с приподнятой головой – глава семейства, а пристяжная, грациозно склонившая голову, – его супруга, хранительница домашнего очага. Кстати, слово «супруги» произошло от слова «упряжь» – то есть «в одной упряжке». Имеет свой тайный смысл и роспись игрушек. Тройные концентрические круги символизируют три поколения, которые жили под одной крышей: дети, родители, старики.
Мечтает мастер, что его дело будет продолжаться. И даже надеется расширить ассортимент новинских игрушек – кто-то из старожилов рассказывал, что видел в детстве на базарах яркие деревянные бабочки-каталки…