Миражи свободы и трудовые заботы: листаем яркие страницы истории «Торпедо»
Газета "Нижегородский спорт" №27 от 14.07.2021
Подписка на газетуХоккеисты «Торпедо» вышли из отпуска. Как сказал российский публицист и мастер афоризмов Игорь Красновский, «отпуск – это мираж свободы». Но несвобода от работы – приятная, если та – любимая… О том, как предстоит трудиться на предсезонке нашим парням, читайте в нашем сегодняшнем материале. Однако большая его часть посвящена событиям 60‑летней давности.
Три контрольных поединка плюс турнир
Нижегородские ледовые гладиаторы с начала недели проходят углублённое медицинское обследование, а 15 июля приступают к тренировкам. Как и ряд других команд, все сборы они проведут в одном месте. Но коллектив Дэвида Немировски ждут выезд в Москву на две игры со «Спартаком» и участие в турнире в Санкт-Петербурге.
Первый тренировочный этап продлится в Нижнем Новгороде до 30 июля. 31‑го здесь будет проверка сил в контрольной встрече с московским «Динамо». Замечу, что обязанности генерального менеджера там доверили бывшему форварду бело-голубых, обладателю Кубка Гагарина 2013 года Алексею Сопину. В сезоне 2015/16 он отыграл 51 матч за «Торпедо», набрав 24 очка (10 + 14) при показателе полезности +13. 29 июля 2020 года Сопин занял пост директора Академии «Динамо» имени Аркадия Ивановича Чернышёва – уроженца Нижнего Новгорода.
С 1 по 13 августа у волжан будет второй домашний сбор. На 14‑е и 15‑е запланированы спарринги со «Спартаком», и сразу по возвращении начнётся третий сбор в окружении родных стен. Завершится он к 23 августа. А с 24‑го до 29‑го предстоят игры турнира, посвящённого памяти заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР Николая Георгиевича Пучкова – вратаря сборной Советского Союза, олимпийского чемпиона 1956 года. В Санкт-Петербурге «Торпедо» сыграет с «Авангардом» (24 августа), с ХК «Сочи» (26-го), со СКА (27-го) и с «Северсталью» (29-го). Чемпионат КХЛ стартует 1 сентября игрой «Авангард» – ЦСКА.
О разговоре Коноваленко с Пучковым
Тема грядущего соревнования в Санкт-Петербурге напомнила автору этих строк про интервью 2013 года, которое известный столичный журналист Игорь Рабинер взял у вдовы легендарного хоккейного голкипера Виктора Коноваленко – Валентины Дмитриевны.
– Сейчас все говорят об одном- единственном вратаре из всех, что у нас были. Третьяк – свет в окошке! Кто спорит с тем, что он играл здорово? Но Коноваленко тоже был основным вратарём сборной – 10 лет – и очень многое выиграл. У каждого – своя роль, свои заслуги. И надо говорить о традиции: Третьяк потому и стал Третьяком, что учился у Коноваленко, а Коноваленко – у Николая Пучкова, – подчеркнула Валентина Коноваленко в той беседе, опубликованной на портале «Чемпионат».
Добавлю к этому ещё пару вопросов Рабинера и ответы Валентины Дмитриевны. Отчасти это касается «миража свободы», только иного, не отпускного плана. Стрессоснимающего.
– Я вот читал в автобиографии Коноваленко, что после неудачного первого чемпионата мира в 61‑м в Швейцарии он написал Пучкову письмо с просьбой поделиться вратарскими секретами. И вообще после этого стал намного серьёзнее относиться к вратарской профессии.
– Про это письмо ничего не знаю, с трудом представляю, чтобы ему такое в голову пришло. Но к Пучкову Витя всегда относился хорошо. И встреча у них была, подтверждаю – со слов мужа. В конце карьеры Николая.
– И о чём два вратаря на ней говорили?
– О… выпивке. Пучков совсем не пил. И Витя приводил мне его слова: мол, вратарское дело – это очень сильное напряжение. Я не пью, стресс никак не снимаю – и чувствую, что больше не могу. Поэтому рано ухожу. А тебе, Виктор, советую расслабляться…
– То есть выпивать Коноваленко начал с подачи непьющего Пучкова?!
– Да.
– Правда, кстати, что во время того чемпионата мира вы послали ему в Швейцарию через знакомых журналистов чёрный хлеб и слоёные пирожки?
– Да нет, пирожков я сроду не пекла. Чего только не выдумают! А вот телеграммы ему посылала.
Роль дублёра
В общем, никуда не уйти от темы торпедовского прошлого. Тем более в свете 75‑летнего юбилея нашего хоккейного клуба: до этого события остаётся каких-то пять месяцев. И 60 лет минуло с той поры, как Виктор Коноваленко дебютировал на мировом первенстве, с которого привёз домой бронзу.
Благодаря лучшей разнице шайб победу на 28‑м чемпионате мира одержала сборная Канады, представленная клубом «Трэйл Смоук Итерс». 13 очков из 14 возможных – восемь сборных соревновались в один круг – также заработала команда Чехословакии. Она завоевала титул чемпиона Европы. Сборная СССР набрала в семи встречах 10 очков, уступив соперникам из ЧССР – 4:6, а канадцам – 1:5.
Но горьковчанин к тем поражениям не причастен: в обоих матчах ворота советской дружины, которую в качестве тренера возглавлял Аркадий Чернышёв, защищал столичный динамовец Владимир Чинов. При этом он тоже был дебютантом.
Чинов принял участие во всех семи играх, а Коноваленко – в трёх, каждый раз выходя на замену. 5 марта 1961 года торпедовец со второго периода охранял наш последний рубеж в поединке СССР – Финляндия (7:3, после первой 20‑минутки – 5:0). 9‑го числа Коноваленко играл, опять же с 21‑й минуты, в матче СССР – ГДР (9:1, после первого периода – 6:0). Наконец, 11 марта, в день своего 23‑летия, наш земляк отыграл третий период встречи со сборной ФРГ и на сей раз не пропустил ни одной шайбы. Превосходство советской сборной над западногерманской выразилось цифрами 11:1. Свидетелями стали 5000 зрителей (при вместимости 12500), собравшихся на катке «Моншуази» в швейцарской Лозанне. Кроме этого города участники чемпионата мира состязались в Женеве.
Осечка Чернышёва
Отечественная пресса того времени, разумеется, анализировала причины неудачи сборной. Отмечалось, что утрачено свойственное нам раньше преимущество перед соперниками в скорости, игроки теряются в сложных ситуациях, допуская технический брак. Об этом говорил журналистам заслуженный мастер спорта Всеволод Бобров. «В своё время я и мои товарищи кропотливо и методично совершенствовали технику бросков. Мы, например, по 200 – 300 раз подряд делали бросок по воротам с одной и той же позиции. В итоге бросок выполнялся совершенно автоматически, без каких-то дополнительных усилий на ориентировку или прицеливание. Вывод из сказанного ясен: подлинное мастерство требует огромного труда», – констатировал Всеволод Михайлович, который был кумиром Виктора Коноваленко.
Вратарский вопрос тоже затрагивался в публикациях, где подводились итоги ЧМ‑61. Вот что ретранслирует сайт puckzone.net:
«Советская команда, в которой произошли большие перемены после неудачи на Олимпиаде 1960 года, снова осталась третьей. Вернувшийся на пост главного тренера Аркадий Чернышёв значительно омолодил состав, призвав под флаг национальной сборной талантливую тройку из «Спартака» – 20‑летнего Вячеслава Старшинова и 23‑летних братьев Майоровых, Евгения и Бориса. Это звено провело весь чемпионат на очень высоком уровне, а Борис Майоров даже стал лучшим бомбардиром турнира. Также неплохо дебютировал на мировых первенствах 19‑летний защитник Александр Рагулин из «Химика».
Если со спартаковской тройкой Чернышёв угадал, то вот с вратарями у него вышла осечка. Ставка на молодого Владимира Чинова из московского «Динамо» себя не оправдала. Ошибки 21‑летнего голкипера привели к поражению от Чехословакии и не позволили сборной дать бой Канаде…
Трансформация бассейна в каток
Заканчивая исторический экскурс, скажу о трудовых заботах, которые легли на плечи людей, готовивших к хоккейным баталиям упомянутый каток «Моншуази».
«Турнир также был примечателен тем, что в последний раз ряд матчей чемпионата проводился на открытой площадке, – цитирую hockeyarchives.ru. – В Лозанне для этой цели использовали бассейн, где на период хоккейных состязаний мощные морозильные установки превращали поверхность воды в каток.
Напоминанием о лете «висели» над ледовой ареной вышки для прыжков, ставшие «лакомой» приманкой для фоторепортёров». И здесь же: «Немало сложностей доставляло хоккеистам жаркое мартовское солнце. Чтобы избежать ослепляющих бликов, игроки вынуждены были покрывать лица сажей».
Как же интересен и многогранен хоккей в своей истории!..