На рынке труда появился новый тренд — гостинг
Газета "Нижегородская правда" №34 от 13.06.24
Подписка на газетуУшёл на обед и не вернулся – работодатели жалуются на новый тренд на рынке труда, распространённый среди современной молодёжи. Это явление называется гостинг. Молодые сотрудники разрывают отношения с работодателем «по-английски» – без объяснения причин и предупреждения. К чему это может привести и как с этим бороться? И нужно ли бороться? Разбираемся вместе с экспертами.
Мне здесь не место
Алине Макаровой 23 года, и она уже сменила несколько мест работы. С работодателями расставалась по собственной инициативе и иногда, признаётся, без всяких объяснений.
«Я начала подрабатывать ещё в институте, – рассказала Алина. – Каждый раз работа – настоящее испытание: хамство со стороны работодателя и неуважение личных границ. Когда работала официанткой, мне нужно было взять отпуск, работодатель меня не отпустил, якобы нужно сначала найти мне замену. Я просто не вышла на работу на следующий день».
Молодые люди жалуются на условия труда, на отсутствие у работодателей эмпатии.
Работодатели, в свою очередь, считают, что молодёжь слишком чувствительна, игнорирует дедлайны и не способна нести ответственность перед коллективом и партнёрами.
«Исчезнувшие»
По данным сервиса по поиску работы hh.ru, каждый четвёртый работодатель сталкивается с гостингом – резким прекращением отношений, в данном случае трудовых, без предупреждения и объяснения возможных причин.
«Вариантов гостинга существует довольно много, – отмечает кандидат социологических наук, доцент факультета социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского Анна Соболева. – Одни планируют приехать на собеседование и даже могут сообщить, что выехали, но позже перестают отвечать на звонки. Вторые принимают предложение о работе, но в назначенный срок не выходят, а третьи исчезают без объяснения причин уже в процессе работы. Как мы видим, несмотря на различия, суть явления одинакова – в какой-то момент молодые люди принимают для себя решение бросить работу, выбирая между карьерой и личным комфортом последнее».
За последний год соискатели стали в два раза чаще исчезать уже после собеседований. Чаще всего, по данным hh.ru, с гостингом сталкивались работодатели из сферы здравоохранения и социальных услуг, компаний оптовой и розничной торговли, девелоперы, гостинично-ресторанного бизнеса и ЖКХ.
«Запрос на квалифицированный рабочий персонал постоянно растёт, особенно в регионах, где сосредоточены производственные компании. У соискателей есть выбор – они рассматривают и оценивают разные вакансии как с точки зрения финансовых аспектов, так и с точки зрения ценностного предложения работодателя», – отмечает директор по развитию CRM-системы Talantix Марина Хадина.
Ищем плюсы
Трудовой гостинг, по мнению экспертов, прежде всего характерен для зумеров – поколения, рождённого в начале 2000‑х.
«Для этого поколения характерно клиповое мышление – особенности фрагментарного восприятия информации и неспособность долго концентрироваться приводят к нарушению функций планирования и анализа своих действий, – поясняет психолог Анна Митрофанова. – Кроме того, отсутствие необходимости тяжёлого детского труда и борьбы за выживание позволили возникнуть качественно иным личностным качествам».
По словам Анны Соболевой, зумеров отличают ценность свободы, самостоятельность, высокая креативность, опора на себя и вера в свои силы.
«Однако обратной стороной этого является отсутствие авторитетов, эгоизм и зачастую некорректная оценка возможных перспектив», – говорит эксперт.
Сказывается и воспитание.
«На время рождения зумеров приходится поколение родителей, склонных к гиперопеке, чрезмерно волнующихся за душевное и эмоциональное состояние своих детей, – отмечает Анна Соболева. – Находясь в тепличном состоянии в семье, молодые люди, взрослея, ждут такого же отношения к себе и в рабочем коллективе. Зачастую они не терпят критики и даже малейших провалов и ждут эмоциональных «поглаживаний» в случае любых успехов».
Однако, учитывая самую низкую в истории безработицу и развернувшуюся вследствие этого борьбу за трудовые ресурсы, перестраиваться придётся не нынешним молодым соискателям, а работодателям.
«Осуждение современной молодёжи – тупиковый путь. С 90‑х годов мы унаследовали плохую черту. Так называемые новые русские отличались колоссальным презрением к наёмным работникам. Установка такая: платить как можно меньше и держать работника на социальной позиции полураба, – отмечает социолог Александр Прудник. – Рынок труда современной России носит очень специфический, я бы сказал уникальный характер. Он испытывает колоссальный дефицит кадров, у работников есть выбор. Они в отличие от работодателя могут сменить и работодателя, и город, и даже страну. И делают это. У них появилась возможность вести себя как свободные люди. И проблема не в них, а в тех, кто считает себя работодателями, им придётся меняться, иначе они потеряют всё».
Эксперты солидарны в том, что бороться с гостингом с позиции силы не получится. Нужно сосредоточиться на положительных качествах молодых соискателей.
«Остаётся принять как факт, что креативность, многозадачность, свободное владение гаджетами, умение быстро переключаться, смелость в выборе жизненного пути и поиске себя – это то, что может способствовать развитию, не нарушая естественный ход событий, – говорит Анна Митрофанова. – Но важно понимать, что это не произойдёт само собой. Необходим учёт работодателем психологических особенностей современной молодёжи при одновременном выстраивании чёткой системы требований и задач, а также грамотном применении положительных качеств молодых сотрудников».