На «Волге» широкой: как собственники боролись за бумкомбинат в Нижегородской области
Газета "Деловая Газета НП" №94 от 30.11.2020
Подписка на газетуВ предыдущих номерах мы остановились на истории Балахнинского бумкомбината. Построенный в советское время, он, как и многие другие промышленные предприятия, пережил в перестройку не лучшие времена. Но благополучно выбрался из кризиса благодаря появлению инвесторов. Однако это спровоцировало новый виток борьбы за право владения бумкомбинатом. Изучаем историю экономических сражений по публикациям в федеральных СМИ.
Путь развития
Продукция АО «Волга» к началу XXI века занимала, по оценкам экспертов, не менее трети российского рынка бумаги, причём три четверти экспортировалось в страны Европы, Азии, Африки и Америки.
В начале XXI века интерес федеральной прессы к деятельности финансовых структур вокруг Балахнинского ЦБК значительно обострился. Это было связано с тем, что «Альфа-Групп» приобрела 93% акций ОАО «Волга» у зарегистрированной на Кипре «Нижний Ньюспринт Лимитед». Последняя выступала в роли номинального держателя акций и представляла интересы немецкой Herlitz International Trading (33,5%), американской Dart Containers (чуть более 40%) и First Boston Bank (10%)» («Время новостей», 04.04.2001).
Успешность деятельности
АО «Волга» в начале ХХI века находит своё проявление и в активном взаимодействии с отечественными банками, в частности с Волго-Вятским банком Сбербанка России. В феврале 2005 года было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее «финансирование банком инвестиционных проектов комбината на сумму до $300 млн. Инвестиции будут направлены на проекты по увеличению объёмов производства, которые комбинат планирует реализовать в рамках 10‑летней программы модернизации» («Коммерсантъ», 17.02.2005).
В рамках этого соглашения предусматривалась модернизация бумагоделательных машин и другого оборудования. За счёт этой модернизации комбинат рассчитывал нарастить объём производства. На втором этапе модернизации ОАО «Волга» планировало освоить производство мелованной бумаги, затратив на это «около 400 млн евро». Рынок «мелованной бумаги в России достаточно динамичный, растёт на 15% в год, и наибольшую долю на нём займёт тот, кто сможет раньше начать производство» («Коммерсантъ», 24.05.2006).
Обратная сторона успеха
Возможно, именно успехи деятельности АО «Волга» привели к возникновению проблем. В частности, 10 марта 2005 года прокуратурой Нижегородской области было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты «Волгой» налогов в особо крупных размерах. «Прокуратура подозревает комбинат в занижении налогооблагаемой базы и уклонении от уплаты налогов в период с 2001 по 2003 годы. В рамках уголовного дела в начале марта состоялись обыски на предприятии, а параллельно Управление Федеральной службы по налогам и сборам по Нижегородской области провело ряд проверок.
По их результатам 3 мая УФНС вынесло решение привлечь ОАО «Волга» к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, доначислив более 400 млн рублей. В эту сумму вошли пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и дополнительные платежи в бюджет». В связи с этим 25 мая «реестродержатель Балахнинского ЦБК – московское ЗАО «Иркол» – получило постановление прокуратуры Нижегородской области об изъятии реестров и протоколов всех общих собраний акционеров бумкомбината за период с 1999 по 2004 годы».
Балахнинский ЦБК оспорил решение налоговиков в Арбитражном суде Нижегородской области, а это дело «считают новой стадией корпоративной войны за комбинат, развёрнутой структурами «Базового элемента» («Коммерсантъ», 26.05.2005).
Напомним, что с «Базовым элементом» (иногда его называют «Базэл»), принадлежащим Олегу Дерипаске, мы уже встречались в публикациях, посвящённых «Группе ГАЗ». Большинство активов компаний, входящих в «Базовый элемент», принадлежат компании Basic Element Ltd, зарегистрированной на острове Джерси (Великобритания), которая, в свою очередь, принадлежит компании A‑Finance, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (Карибское море).
История вокруг бумкомбината «Волга» нашла своё продолжение в ноябре 2005 году, когда «работники прокуратуры Нижегородской области провели очередной обыск на ОАО «Волга» в рамках уголовного дела, возбуждённого в отношении бумкомбината по признакам уклонения от уплаты налогов в 2001 – 2003 годах. Обыски прошли также в компаниях, оказывающих предприятию консультационные и оценочные услуги. В общей сложности с начала 2005 года УФНС по Нижегородской области провело четыре выездные проверки ОАО «Волга».
Кроме бумкомбината обыски прошли и в компаниях, сотрудничающих с ОАО «Волга».
В частности, с 10 по 12 ноября сотрудники областной прокуратуры провели обыски в московском офисе компании «Инициатива», оказывающей бумкомбинату консультационные услуги. В числе подвергшихся обыску оказалось также ООО «Мобайл груп» («Росгосоценка»), проводившее независимую экспертизу для ОАО «Волга». После передачи оценочной документации заказчику его сотрудники были вызваны на допрос в областную прокуратуру» («Коммерсантъ», 17.11.2005).
Налоговый порог
Вскоре после этого «компромат на «Волгу» нашли в гараже». «Нижегородская областная прокуратура объявила об изъятии у топ-менеджера ОАО «Волга» документов, которых ей не хватало для доказательства факта уклонения комбината от уплаты налогов в рамках уголовного дела, возбуждённого в марте». Хотя «представители ЦБК уверяют, что изъятые документы вообще не имеют отношения к уголовному делу о неуплате налогов».
Сотрудники предприятия пояснили, что «постоянные обыски заставили предприятие искать возможности для нормальной работы. Именно с этой целью ряд документов, необходимых для предоставления в налоговую инспекцию для возмещения НДС, хранился за пределами комбината. Среди изъятого также оказались документы по социальным выплатам, командировочным расходам сотрудников, по проживанию иностранных специалистов в гостинице «Волги», а также бумаги, имеющие отношение к функционированию культурно-спортивного комплекса комбината» («Коммерсантъ», 20.12.2005).
В руководстве предприятия сочли эту историю одним из элементов корпоративной войны, ведущейся в отношении комбината» («Коммерсантъ», 15.04.2006).