Налог на фастфуд: почему могут подорожать пицца и шаурма
Газета "Нижегородская правда" №60 от 11.10.23
Подписка на газетуНеприятный сюрприз ждёт поклонников фастфуда. Цены на гамбургеры, чизбургеры, пиццу и другую «быструю еду» могут вырасти уже этой осенью. Причиной стал новый порядок налогообложения, введённый с 1 октября.
Ешь не хочу
В выходной день найти свободный столик в ресторане быстрого питания или на фудкорте – тот ещё квест. Если традиционный ресторан для многих остаётся роскошью, то места, где можно перекусить гамбургером или картошечкой фри, доступны многим. Во‑первых, это относительно бюджетно; во‑вторых, заказ отдают с кухни быстро; в‑третьих, такую «быструю еду» любят не только взрослые, но и дети.
«Чаще всего мы едим бургеры или пиццу на фудкорте, когда приезжаем в торговый центр, – говорит знакомая Кристина. – Очень удобно после шопинга и игровой комнаты поесть, не выходя из ТЦ. Правда, в последнее время замечаю, что чек на нашу семью из четырёх человек выходит всё внушительнее».
А вскоре расходы на фастфуд могут стать ещё ощутимее.
С 1 октября налог на добавленную стоимость для бургеров и похожей продукции для быстрого перекуса вырос вдвое – с 10% до 20%, о чём сообщили в Федеральной налоговой службе.
Суть в том, что до недавнего времени гамбургеры и другой фастфуд рестораторы относили к «хлебу и хлебобулочным изделиям». На эту категорию распространялся НДС 10%. Теперь же в общероссийском классификаторе появилось новые строчки, среди них: сэндвичи, гамбургеры, чизбургеры, пицца (в том числе замороженная) и другая готовая еда. Всё это будет облагаться 20%-м налогом на добавленную стоимость. Это значит, что затраты компаний, занимающихся продажей фастфуда, вырастут на 10%.
Пошли в рост
Подорожание не заставило себя ждать. С 1 октября уже выросли цены во «Вкусно – и точка».
«Учитывая изменения в налоговом законодательстве, с 1 октября мы вынуждены были повысить цены на линейку бургеров на 10%, то есть на разницу между старой и новой ставками НДС», – сообщили в компании.
Бургеры подорожали здесь примерно на 3 – 7 рублей.
В заведениях сети KFC цены пока остаются неизменными. А вот в ресторанах «Бургер Кинг» цены, напротив, неожиданно снизились.
Кстати, новые меры распространяются в основном на вышеуказанных гигантов рынка фастфуда. Мелких и средних компаний, оборот которых меньше 2 млрд рублей, повышение налогов не коснётся, они освобождены от уплаты НДС.
Впрочем, цены на пиццу, шаурму и бургеры выросли и без этого. Повышение ощутили нижегородцы, об этом же говорит статистика.
Так, к примеру, по данным «Чек Индекс» от «Платформы ОФД», в первом полугодии 2023 года средний чек на фастфуд уже увеличился на 10% – до 439 рублей. Лидером подорожания с января по июнь стали бургеры, которые выросли в цене в среднем на 10%, до 241 рубля.
Самым популярным у россиян видом фастфуда оказались хот-доги. В четвёрку лидеров также вошли бургеры, шаурма и пицца.
Здоровее будем
Повышение стоимости фастфуда может привести к тому, что он перестанет быть для многих едой на каждый день. Это не может не радовать врачей. В конце концов ничего хорошего для здоровья в увлечении «быстрой едой» нет.
В 2020 году депутаты Госдумы даже предлагали ввести налог на фастфуд, а собранные средства направлять на профилактику и лечение ожирения. Ведь именно фастфуд зачастую является причиной переедания.
«Что собой представляет многими любимый бургер? Булка, котлета и овощи. На первый взгляд, никакого криминала, – говорит нутрициолог Ася Акимова. – Но мало кто может ограничиться одним бургером. Поднос клиента в ресторанах быстрого питания – это всегда несколько блюд: к бургеру мы берём картошку фри, наггетсы, газировку или кофе, сладкий пирожок. И нас можно понять. При приготовлении фастфуда часто используются пищевые добавки, усилители вкуса, которые делают еду вкуснее, желаннее. В результате мы покупаем больше еды, чем нам требуется для насыщения, и переедаем. Одно дело, когда мы переедаем раз в один-два месяца. Но систематическое переедание ведёт к сильному набору веса со всеми вытекающими последствиями».
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, больше половины россиян признали, что грешат чревоугодием.
«Маркетинговые усилия способствуют тому, что покупатели и посетители мест общественного питания не всегда могут устоять от покупки лишнего или заказа дополнительной порции привлекательного блюда, – говорится в исследовании. – По собственному признанию, на такие уловки с разной периодичностью поддаются половина россиян – 52%. В том числе каждый десятый часто или всегда не может отказаться от покупки или заказа еды и покупает больше, чем планировал, из-за того, что еда выглядит слишком аппетитно – 11%. Ещё 41% делают так редко. Особенно уязвимыми перед аппетитными блюдами оказались молодые люди 18 – 24 лет – в этой группе каждый пятый всегда или часто совершает незапланированные покупки еды».
Впрочем, питание жителей нашей страны в целом стало здоровее за девять лет наблюдений. В этом году доля россиян, следящих за своим рационом, достигла максимального значения – 56% (2014 г. и 2017 г. – 49%, 2018 г. – 53%).
Это, как сообщил ВЦИОМ, произошло в том числе за счёт роста доли тех, кто придерживается диеты: с 2014‑го показатель увеличился на 10 пунктов.
«Вероятно, диета как какой-то образец, правило, система – наметившийся тренд в питании россиян», – говорится в исследовании.
Если это действительно так, то тех, кто станет переживать из-за роста цен на гамбургеры, будет не так уж много.