Настя Ивлеева в «Монастыре» вызвала скандал
Газета "Новое дело" №47 от 01.12.22
Подписка на газетуСкандал грянул практически на ровном месте. Сериал «Монастырь», который вряд ли стал бы серьёзным событием в мире кинематографа, вдруг оказался под запретом. РПЦ усмотрела в нём оскорбление чувств верующих, и сериалу не выдали прокатного удостоверения. В результате только ленивый не заинтересовался, что же это за сериал и действительно ли он заслуживает столь радикальных мер. Мы тоже попытались в этом разобраться.
Ушла в отрыв
По сюжету сериала «Монастырь» (18+), отъявленная тусовщица Маша вместе со своей подругой – женой миллиардера – во время отдыха в Эмиратах предаются групповому сексу. На беду развлечение оказывается снято на видео и растиражировано в сети. Маша, опасаясь неминуемой мести миллиардера, который уже заблокировал все её счета, оказывается в монастыре. Здесь под присмотром отца Варсонофия она и начинает свой путь к вере.
Режиссёром картины стал недавно ещё очень модный театральный режиссёр Александр Молочников. Священника сыграл Филипп Янковский. А роль ищущей веру распутницы досталась Насте Ивлеевой.
«Когда мне предложили этот образ, я очень обрадовалась, потому что в этот раз речь шла не про лёгкий персонаж или роль, в которой нужно играть саму себя. Появилось ощущение, что это может быть серьёзная и интересная работа», – делилась не так давно блогерша.
Однако широкому зрителю познакомиться с результатами этой работы, видимо, не удастся.
Как объяснил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда, вопросы к сериалу появились ещё на стадии сценария. По мнению представителей РПЦ, в нём искажался образ церкви. Однако съёмочная группа на диалог не пошла и ничего менять не стала.
После выхода же на стрим-платформах первых серий в РПЦ заявили, что в сериале искажено представление о православном монашестве, что в условиях отведённой президентом православию особой роли в становлении и укреплении традиционных ценностей просто недопустимо.
В итоге Министерство культуры России отказало проекту в выдаче прокатного удостоверения для показа в кино. Как сообщили в ведомстве, решение принято «на основании оскорбления религиозных чувств верующих».
Рекламная пауза
Многие эксперты считают, что поднятая шумиха сыграла только на руку сериалу.
«Возмущение РПЦ отчасти понять можно, но мне кажется, что было бы гораздо умнее не поднимать шум, то есть рекламу этого не слишком удачного сериала, – считает московский кинокритик Вадим Пономарёв. – Он бы тихо прошёл в интернете, и через месяц о нём все забыли бы».
После поднятого же скандала только в первый день выхода «Монастыря» на «Кинопоиске» его посмотрели свыше 250 тысяч пользователей, что стало рекордом для сервиса. По словам Насти Ивлеевой, отечественный сериал побил по просмотрам американский «Дом дракона».
По мнению Вадима Пономарёва, существующие несостыковки, скорее всего, неизбежны, как в любом художественном фильме.
«Не мне оценивать правильность церковных обрядов и монастырского быта в сериале, но как рядовой верующий я не заметил никаких явных несостыковок, кроме помады на губах послушниц, – поделился Вадим Пономарёв. – Так и у военных наверняка вызовет удивление сцена выстрелов из пистолета, не снятого с предохранителя (а она есть)».
Хотя к монтажу сериала претензии действительно есть. И скорее всего, все проблемы церковной тематики случились именно на этапе монтажа материала.
«У меня вызывает недоумение прежде всего монтаж сериала, где сцены похоти в Дубае накладываются внахлёст, например, на церковное песнопение из следующей сцены в монастыре. И на кадрах с полуобнажёнными телами звучит церковный хор. Это привычный художественный приём, но в случае сцен христианских таинств это крайне неуместно и неэтично».
Да и в целом, по мнению критика, сериал про монастырь мог бы легко обойтись без обнажёнки, лесбийских сцен и групповухи.
«Показать жизнь эскортниц в Дубае можно миллионом разных способов, а выбран самый шокирующе-некорректный, – считает Вадим Пономарёв. – Также совершенно непонятно, зачем на сцены в монастыре наложена танцевальная музыка, которая там по определению звучать не может».
Что же касается художественной составляющей сериала, то, по мнению эксперта, можно говорить о некоторых актёрских удачах.
«Тут есть удачные актёрские работы. На мой взгляд, Филипп Янковский блистательно вжился в роль северного старца отца Варсонофия. Не эпизодические роли, а бриллианты у Евгении Добровольской и Валентины Мазуниной («Самый лучший день»), воссоздавших поведение зашуганных тётушек из глухомани», – считает Вадим Пономарёв.
Праздник непослушания
Представители РПЦ, объясняя своё недовольство сериалом, приводили в пример комедию «Непослушник», также снятую на монастырскую тему. Создатели картины, по словам Владимира Легойды, прислушивались к пожеланиям представителей РПЦ. В результате, несмотря на свой легкомысленный жанр, картина получила одобрение церкви.
«Консультантов из РПЦ, судя по титрам, режиссёр Александр Молочников действительно не привлекал, и это зря, – считает Вадим Пономарёв. – С другой стороны, съёмки шли в отчасти действующем Кирилло-Белозерском монастыре (хотя, возможно, лишь в музейной его части), и настоятель монастыря явно не усмотрел на этапе съёмок никакого кощунства. Это ещё раз укрепляет мою версию, что несуразности возникли именно на этапе монтажа».
В любом случае запрет сериала, по мнению многих, сделал ему дополнительную рекламу.
«Критиковать можно, но запрещать… Запреты в адрес обычного невнятного и спорного кинопродукта (как всегда у Молочникова) мне представляются чрезмерными. Знаете, есть такой эффект Барбры Стрейзанд. Когда в 2003 году актриса потребовала в суде взыскать 50 миллионов долларов с фотографа за фото её дома, – эта непримечательная фотография взлетела в топ просмотров в интернете и была скопирована на сотнях сайтов. Так вот, после бурной реакции РПЦ на сериал «Монастырь» он стал самым просматриваемым на «Кинопоиске» и самым запрашиваемым в поиске Яндекса (введите слово «сериал», и первым Яндекс добавит «Монастырь», проверьте). РПЦ точно хотела этого эффекта?»
Что же касается прокатной судьбы «Монастыря», то зрители скандальный сериал всё равно увидят.
«Минкульт не дал прокатного удостоверения сериалу, но по закону оно и не нужно для «показа фильма по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению». В кинотеатрах этот сериал никто показывать и не собирался. Так что всё это больше похоже на бурю в стакане воды», – объяснил Вадим Пономарёв.
РПЦ же, по словам эксперта, в результате оказалась в роли энергичного пиар-агента того, что ей совсем не нравится.
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что одновременно в трех онлайн-кинотеатрах выходит третий сезон популярного комедийного сериалавыходит «Беспринципные» (18+).
В своё время похожая история произошла с «Матильдой», ещё до премьеры превратившейся в самый скандальный российский фильм. Сюжет, рассказывающий о романе будущего императора России Николая II и польской балерины Матильды Кшесинской, вызвал бурные протесты у защитников Николая II, самой активной из которых оказалась бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская, занимавшая тогда пост депутата Госдумы. По её мнению, фильм оскорбляет чувства верующих, так как Николай II и его семья признаны церковью святыми. Сам Алексей Учитель, в свою очередь, говорил, что ничего оскорбительного в его фильме нет, поскольку он основан на реальных событиях, о которых сохранилось множество свидетельств.
Многие прокатчики получили письма с угрозами поджогов. Осенью рядом с офисом адвоката Алексея Учителя подожгли два автомобиля и разбросали листовки с текстом «За «Матильду» гореть».
В результате крупнейшие кинотеатры отказались от проката фильма из-за угрозы безопасности зрителей. Правда, в Нижнем Новгороде «Матильду» всё-таки показали. Однако, по словам многих зрителей, фильм никак не соответствовал возникшему вокруг него ажиотажу. Многие критики тоже отмечали, что поднятая шумиха сыграла картине только на руку.