Научить жить: дети с расстройством аутистического спектра успешно обучаются в обычных школах
Газета "Нижегородская правда" №19 от 05.04.23
Подписка на газетуВ современном мире каждый сотый ребёнок рождается с расстройством аутистического спектра (РАС). Это неврологическое нарушение, при котором человек погружён в себя и лишён способности вписаться в общество. Полностью вылечить такие расстройства нельзя, но если с ребёнком заниматься с раннего детства, он сможет ходить в обычную школу и получить шанс на полноценную жизнь.
Весь в себе
Девятилетний Илья Ефименко говорит заученными предложениями и пока не может поддержать диалог, но он хорошо рисует и имеет абсолютный музыкальный слух – может точно спеть любую ноту, подбирает на пианино на слух мелодии.
На особенности ребёнка первой обратила внимание бабушка.
«К двум годам он был слишком спокоен и задумчив, не было заинтересованности миром – он был весь в себе, – рассказывает Вера, мама Илюши. – Он не сразу откликался на своё имя, не играл в ладушки и сороку-белобоку, и не было даже намёка на речь. Невролог успокаивала, что у мальчиков речь развивается позднее. Но ближе к трём годам все уже понимали, в чём дело».
Вера много занималась с Илюшей дома, ходили к специалистам в благотворительный фонд «Время РАСсвета». Сейчас Илья учится в ресурсном классе для детей с расстройством аутистического спектра «Школы 800». До этого он год был учеником ресурсного класса школы № 113 Нижнего Новгорода.
Ресурсный класс – это модель организации инклюзивного образования в школе, подразумевающая зачисление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы. Уроки для учеников ресурсного класса проходят в отдельном помещении, у каждого ребёнка есть индивидуальный тьютор.
В нижегородской школе № 134 ресурсный класс открылся в 2017 году.
«Программа адаптирована для особенных детей – начальная школа длится не четыре, а пять лет, – рассказывает директор школы Анастасия Погосян. – Во время второго учебного года ребята в сопровождении индивидуальных тьюторов выходили к обычному классу – сначала на один урок, потом на два, на три. Включение происходит постепенно, чтобы не было стресса из-за большого количества детей, новых педагогов. После четвёртого класса все прошли психолого-медико-педагогическую комиссию, по результатам которой определяется программа дальнейшего обучения. Почти половина детей теперь учится в режиме полной инклюзии – в обычном классе, но с тьютором, который контролирует ситуацию и вовремя предлагает ребёнку пройти в ресурсную зону, чтобы он отвлёкся, расслабился и продолжил дальше образовательный процесс. Никаких проблем нет, дети осваивают программу, хорошо учатся, уверенно чувствуют себя среди ровесников – играют с одноклассниками, выходят на перемены, посещают кружки дополнительного образования».
Школа доброты
По-прежнему действуют в регионе и коррекционные школы. Девятилетний Кирилл Точилин ходит в коррекционную школу, в класс для детей с аутизмом. Диагноз РАС ему поставили в три с половиной года.
«Я долго не могла привыкнуть, что у меня особенный ребёнок, – признаётся его мама Светлана. – Но мы начали заниматься со специалистами в благотворительном фонде «Время РАСсвета», подготовились к школе. Сейчас Кирюша начинает потихоньку говорить, он занимается футболом, плаванием – семь дней в неделю он занят. Конечно, вся моя жизнь подчинена его развитию. Но это моя жизнь, мой ребёнок – и я должна его воспитать сама. Моя задача – научить его говорить, помочь получить профессию и, насколько это возможно, научить жить самостоятельно».
Как рассказала нам доцент кафедры общей и специальной психологии Нижегородского института развития образования Елена Колотыгина, с 2019 года по проекту «Доброшкола» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» создана образовательная среда, позволяющая получить доступное качественное образование и предпрофессиональную подготовку обучающимся с РАС.
«Ручеёк» надежды
Как утверждают специалисты, лучше всего начинать заниматься с ребёнком с РАС с дошкольного возраста – детский организм в раннем возрасте имеет огромные компенсаторные возможности. В дошкольных учреждениях Нижегородской области действуют 32 группы компенсирующей направленности.
В специализированном детском садике № 17 «Ручеёк» с детьми с РАС работают с 2015 года.
«Сначала было очень сложно – такие детки очень необычные, – не скрывает директор детского сада Евгения Бурнашевская. – Мы не знали, с какой стороны подойти, как их понимать – кто-то кричал, кидался едой и т. п. Классические приёмы дефектологии и психологии не действовали, нужны были специфические технологии, такие как альтернативная коммуникация, сенсорная интеграция, эрготерапия, поведенческий анализ. Но наши педагоги прошли обучение, научились с ними работать, и сегодня мы тиражируем опыт».
Очень помогают занятия со специалистом-дефектологом в комнате сенсорной интеграции, оснащённой на средства фонда «Обнажённые сердца» в 2018 году. Здесь всевозможные качалки, гамаки, канаты, качели и даже специально созданная для таких детей боксёрская груша, чтобы ребёнок «выбил» из себя эмоции. А скоро такие комнаты появятся благодаря нацпроекту «Образование» и в школах, где есть ресурсные классы.
Активная работа в этом направлении продолжается. Благодаря концепции комплексного сопровождения людей с РАС, утверждённой распоряжением правительства Нижегородской области в 2019 году, в общеобразовательных школах ежегодно открываются ресурсные и автономные классы.
«Основной результат, который следует ждать от инклюзии, – не образовательный, а социальный, – отмечает руководитель ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС Надежда Гусева. – Его трудно измерить, но невозможно переоценить: ребёнок с РАС в школе учится не только математике и чтению, он учится понимать других людей, следовать режиму и общим правилам – тому, что дети без ограничений по возможностям здоровья усваивают без специального обучения. Открытая и доброжелательная среда предоставляет ребёнку возможность максимально приблизиться к нормальной жизни».
Позитивный результат от инклюзии есть не только для детей с особенностями развития, но и для других учеников школы: в среде, открытой для всех, дети растут толерантными и добрыми.