Необычный взгляд на «Маленькие трагедии» представили нижегородцам
Газета "Нижегородская правда" №13 от 10.03.2022
Подписка на газетуЛетящие листы рукописей, покрытые характерным убористым пушкинским почерком, разгуливающие по сцене демонические личности в цилиндрах, феерия музыки, света и цвета – таким увидели зрители премьерный спектакль «Маленькие трагедии» в Нижегородском театре драмы.
Двое надвое
На этот раз режиссёр Искандер Сакаев создал спектакль, в котором переплёл глубинные нити философских смыслов самых загадочных пушкинских произведений. Жанр своего спектакля он определил как «драматические искушения в двух действиях», и он действительно искушает зрителя многоплановостью постановки. Режиссёр пошёл на беспрецедентный в Нижнем шаг – все роли во всех четырёх пьесах играют четверо актёров, часто в одну секунду меняя облик своих героев, а иногда ведущие мучительные диалоги сами с собой.
Правда, истинное наслаждение от этих перевоплощений и игры в игру могут получить лишь те, кто хорошо знает пушкинский текст. Для тех, кто пришёл изучить Пушкина по спектаклю, он покажется слишком запутанным. Но для поклонников поэта актёры открывают целый мир! Объединяет пьесы блистательный словесный поединок Мефистофеля и Фауста из пушкинской «Сцены из Фауста», которая необычным образом раскрывает глубину каждой из «Маленьких трагедий».
Превращения
Спектакль стал бенефисом актёров – уникальной возможностью сыграть по несколько ключевых героев мировой драматургии.
Например, Юрий Котов сыграл сразу и молодого рыцаря Альбера, и его скупого отца Барона. Этот диалог самого с собой поражает. И тут понимаешь, что на самом деле пылкий юноша лишь думает, что он не похож на своего отца. Ещё 10, 20 лет – и он превратится в такого же скупца, подозревающего в страшном коварстве каждого, кто находится рядом.
Сергей Кабайло блистателен в роли ростовщика Соломона. Он собрал воедино все прочтения этого образа, точно отмерив каждую чёрточку. А может, не чёрточку, но чертовщинку.
Иногда возникает ощущение, что пушкинские миры отражают друг друга, как стоящие напротив зеркала, уводят в таинственный мир непознанного и иной реальности.
Гений и злодейство
Бес и Фауст, Моцарт и Сальери, добро и зло, гений и злодейство… Блистательные импровизации и точные интонации текста погружают зрителя в мир героев Пушкина, расцвеченный фантастическими по красоте костюмами, созданными известным художником, лауреатом национальной премии «ЦИРКЪ» Никой Велегжаниновой. Каждый из них покрыт стихотворными строками, мгновенно трансформируется и идеально раскрывает образ героев.
Поражаешься, как своевременно звучат монологи и диалоги героев из «Пира во время чумы» и насколько грандиозные образы создал Пушкин, раскрывая историю Моцарта и Сальери. И вместе с героями наслаждаешься каждым тактом великой музыки и замираешь от неизбежности конца и ужаса Сальери, отравившего не только друга, но и свою жизнь. Безупречный дуэт Котова и Кабайло покоряет не меньше, чем дуэт двух гениев музыки, которых они играют.
Галерею перевоплощений представляют и актрисы. Маргарита Баголей из Гретхен превращается в Мери, Слепого музыканта и восхитительную распутницу Лауру. А Елена Туркова с лёгкостью меняет маски Чёрной дамы, Луизы, Чёрного человека, Монаха, Доны Анны и… Командора! И вот уже история признания Дона Гуана расцвечивается новыми смыслами.
Под финал Мефистофель меняется с Фаустом. Сон и явь, правда и ложь, добро и зло, прошлое и настоящее – для зрителя они переплетаются в единое целое в спектакле, который вписал яркую страницу в театральную жизнь Нижнего.