«Ничего подобного я не видел»: как «Наставничество» изменило жизнь нижегородцев
Вот уже 4 года в Нижнем Новгороде действует программа «Наставничество». Взрослые становятся друзьями для подростков из детских домов, чтобы поддержать их в трудной ситуации и помочь адаптироваться во взрослой жизни.
Юнкор сайта pravda-nn.ru познакомилась с семьей Волковых, которые год назад стали первыми наставниками в городецком детдоме. Что им дал этот проект, и как складываются отношения с подопечными – рассказываем в этой статье.
С наскоку мир изменить
«С началом СВО у меня было состояние напряжения и хотелось сделать что-то полезное для страны. Стала думать: что я могу на своем месте сделать хорошего, где могу пригодиться? После долгих поисков благотворительных фондов наткнулись с мужем на «Наставничество52»», — поделилась Юлия.
Семейная пара заполнила анкету, затем встретилась с кураторами проекта Ольгой Семеновой и Екатериной Михайловой. Они развеяли последние сомнения личным примером и страшной статистикой.
«Для меня это было ударом. По-моему, если ты хотя бы одного ребенка спасешь – это уже большое дело», — призналась Юлия.
Сначала нижегородцы хотели подружиться с одним подростком вдвоем. Но в итоге у каждого оказался свой подопечный. Приятельские отношения уже начинают складываться и с их друзьями. Юлия и Дмитрий целый год посещали мероприятия в разных детских домах региона, присматривались к ребятам. И однажды дети сами к ним подошли с вопросом: «Будешь моим наставником?».
«Вся наша жизнь – следствие того, какие дети у нас были. Если нам что-то в жизни не нравится, надо отмотать это назад и как бы изменить уже что-то в детях. Если мы нормальное поколение воспитываем, то у нас и жизнь хорошая будет, бюрократии и воровства не станет», — поделился мыслями Дмитрий.
У Волковых есть и свои дети, но они уже выросли, а родительский ресурс остался. Поэтому участие в проекте показалось хорошей идеей и возможностью для реализации себя. На уроках по наставничеству задали важный вопрос: какая ваша потребность должна закрыться при взаимодействии с ребенком?
«Я сказал, что хочу передать весь свой опыт, чтобы из него выросла суперзвезда. Думал, что сейчас психолог Михайлова встанет и мне захлопает. Но меня попросили расслабиться и выдохнуть, — рассказал мужчина. — Теперь-то я понял, что детям просто нужно, чтобы у них был какой-то близкий человек. Они, конечно, про нас постоянно забывают, и это нормально. Но у них должны быть ощущения, что кто-то есть всегда рядом».
Наставники – это люди, которые готовы «играть в долгую». Они понимают, что не увидят результат ни завтра, ни послезавтра. Возможно, их старания дадут свои плоды лет через 10 – 15, и они сами об этом уже не узнают. И это высшая степень искренности. Просто принимать ребенка таким, какой он есть, и верить, что однажды он выберет сторону добра.
«Это просто бомба»
На вопрос, как же они справляются с подростками, Волковы ответили, что стараются их воспитывать, как своих детей. Но в способах воздействия наставники ограничены. Подопечных не поругаешь, ничего с них не спросишь – можно влиять только добрым словом и личным примером. Или показать варианты развития, то, чего дети не могут увидеть в казенных стенах.
«Сначала казалось, что мы вообще не справляемся. Очень много переживаний было по этому поводу, — отметила Юлия. – Хорошо, что есть супервизии с психологом. Нам помогают и направляют».
Многие проблемы пары смогли решить, когда выяснили, что встречи должны доставлять радость не только детям, но и взрослым.
«Раньше мы пытались придумать какие-то мероприятия, гадали, чем их можно заинтересовать. А после этого откровения стали делать то, что нравится нам самим. На яхте кататься, котят кормить, шашлыки жарить, лодкой рулить, — добавил Дмитрий. — Иногда делаем то, что нравится им, например, едим роллы. У детей на самом деле не очень хорошо фантазия развита. Стараемся облечь совместные занятия в такую форму, чтобы им это тоже нравилось и казалось, что это изначально их идеей было».
О своей подопечной Юлия отзывается как о ласковой и миловидной девочке. Катя — всеобщая любимица: добрая, отзывчивая и чуткая, помощница воспитателей. Ей нравится возиться с малышами, мечтает стать воспитателем в приюте. Конечно, у нее есть некоторые проблемы, но ребенок в этом не виноват – просто какой-то период жизни она оставалась без еды и тепла, это не могло не сказаться на психике. А подопечный Дмитрия, как и сам мужчина, «не любит обниматься и сюсюкать». У парня острый ум, но учиться он ленится. Зато в чемпионате по шашкам принимает участие, и наставник в этом поддерживает.
Волковы считают, что им с детьми повезло. Они не всегда одобряют поступки и решения ребят, однако осуждать не торопятся. Вспоминают, что и сами в подростковом возрасте не всегда вели себя идеально.
«Сначала я решил с наскоку мир изменить. За него прожил жизнь до института и детей… Это было ошибкой. Мне подсказали, что нужно убрать завышенные ожидания и наслаждаться общением. И я твердо сказал: не буду за тебя ничего решать. Потому что заставлять тебя что-то делать – значит, пытаться прожить еще одну (чужую) жизнь. Нельзя отнимать ее у ребенка», — подчеркнул Дмитрий.
Зато можно направлять, подсказывать, общаться. Наставники познакомили детей со своими друзьями, а летом отправили в спортивный лагерь в Сокольском – на Горьковском море ребят знакомят с яхтингом. Волковы и сами яхтсмены. Признаются, что для своих детей сделали бы тоже самое. Ребятам нужен позитивный опыт и яркие впечатления. К тому же, в подростковом возрасте им интереснее общаться со сверстниками, взрослым нелегко удерживать на себе внимание. Нужно давать время, чтобы успели соскучиться по наставнику до следующей встречи.
Волковы признались, что ни разу не пожалели о своем участии в проекте. Они чувствуют, что попали именно в то место, где хотели бы быть. В фонде встречаются уникальные, интересные люди – такое сообщество делает программу еще более ценной.
«Это реально бомба! У нас жизнь нескучная была, но ничего подобного я раньше не видел. Это идеальный инструмент для реализации себя. Если хочешь что-то доброе сделать — иди и делай», — подчеркнул Дмитрий.
Воспитанникам детских домов рассказывают про наставничество, и они сами решают, хотят ли в нем участвовать. Пару подбирают кураторы и психологи проекта, но иногда «химия» между детьми и взрослыми случается сама на мероприятиях. Потенциальных наставников после обучения привозят на встречи, мастер-классы, вечера настольных игр в разные учреждения региона. И порой такие знакомства становятся началом новой дружбы.
За 2023 год в Нижегородской области сформировалось 35 новых пар. Одним из самых активных районов проекта оказался Нижний Новгород. Павлово и Городец тоже постоянно пополняют ряды наставников. В Павлове сейчас более 10 активных добровольцев, причем большинство из них – мужчины (это своего рода рекорд, даже в масштабах страны). А еще «Наставничество» реализуется Дзержинске, Дальнем Константиново, Таремском, Чкаловске, Красных Баках, Золино, Балахне. Благодаря этой программе старших значимых друзей обрели более 150 воспитанников детских домов.
Ранее редакция сайта pravda-nn.ru рассказывала, что объединяет наставника Егора с подопечным Пашей, Елену и Данила, Ольгу и Таню, Светлану и Марину. Истории других пар читайте в специальном материале.
Автор: Арина Грязнова