Нижегородский оперный театр открыл сезон премьерой «Так поступают все женщины»
Газета "Нижегородская правда" №56 от 25.09.24
Подписка на газетуНеобычное прочтение знаменитой комической оперы «Так поступают все женщины» (18+) стало первой премьерой сезона в Нижегородском театре оперы и балета. Спектакль, что прошёл в эти выходные на сцене пакгаузов, продолжил ряд необычных постановок театра. Он удивляет всем – от необычных афиш с демонической зелёной дамой, в зрачках которой рыболовные крючки, до места действия оперы – современного офиса.
Превращение
Метафорический крючок попал даже в название спектакля – у привычного «Так поступают все женщины?» на конце появился знак вопроса. Так что теперь театр не утверждает, а спрашивает у зрителя и даже ищет ответ вместе с ним. А крючки связывают миры и эпохи. Моцарт и предположить бы не мог, что местом действия его оперы станет огромный офис, а герои свои пышные наряды поменяют на строгие серые костюмы и белоснежные рубашки.
«Для меня это проникновение Моцарта в современный, в чём-то скучный мир, куда он попадает со своим весельем, слегка сумасшествием и ощущением рока и тайны. В итоге герои не только принимают самих себя, они начинают понимать, что у них происходит внутри, и из безликой серой массы у нас возникает совершенно замечательный карнавальный финал», – рассказала художник-постановщик спектакля Мария Трегубова.
Как утверждают авторы спектакля, сколько бы веков ни прошло, люди не меняются. И вот уже богатый старый циник дон Альфонсо стал шефом Дмитрием Александровичем, Гульермо и Феррандо – Гошей и Федей, их возлюбленные – Фирой и Дашей, работающими в проектном офисе. А их служанка превратилась в озорную секретаршу, впрочем, всё такую же острую на язык, ловкую, хитрую и безмерно обаятельную.
И так же, как когда-то во времена Моцарта, в этом спектакле его герои существуют на грани фола и балансируют на границе дозволенного, но уже в наших реалиях.
Панцири за стеклом
На этом фоне и разворачивается история о том, как двое молодых людей в угоду шефу заключают пари, соблазняя невест друг друга. Этот психологический эксперимент и происходит на глазах у публики, которая оказывается по ту сторону невидимого стекла, намытого уборщицами и показывающего все тайны героев.
«Мы существуем в мире серого рутинного офиса, где люди потеряли способность коммуницировать друг с другом. А благодаря разным перипетиям и коллизиям спектакля они начинают себя раскрывать заново, счищать этот панцирь и превращаться в себя настоящих, – рассказала о главной идее режиссёр-постановщик спектакля Елизавета Мороз.– Самое важное, что происходит с героями этой оперы, – они учатся жить, получать от жизни удовольствие, принимать себя такими, какие они есть внутри, скрытые под этими социальными панцирями».
Спектакль наполнен множеством деталей и смыслов. Иногда у зрителя в буквальном смысле разбегаются глаза – ведь ему нужно уследить за тем, что происходит в разных кабинетах, прочитать переписку героев, транслирующуюся на экранах, и посматривать на строку перевода – по традиции театра опера идёт на языке оригинала с подстрочником.
«В любом спектакле есть несколько пластов. Есть тот, что зритель воспринимает здесь и сейчас. Есть тот, что он осмысливает, выходя из зрительного зала, и тот, над которым он будет думать долгие недели, а может быть, и месяцы», – объяснила режиссёр.
Все эти пласты и смыслы и приходится улавливать, обдумывать и совмещать зрителю, одновременно наслаждаясь безукоризненным исполнением музыки Моцарта. Ведь в какую бы пёструю и многослойную обёртку её не завернули авторы, в исполнении оркестра La Voce Strumentale под управлением дирижёра Дмитрия Синьковского она звучит просто божественно. А солисты не только виртуозно владеют голосом, но и разыгрывают драматически сложную и насыщенную эмоциями и событиями историю.