Нижегородский ТЮЗ поставил спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын»
Газета "Нижегородская правда" №43 от 24.07.24
Подписка на газетуЭта история снова и снова в разных обличьях вот уже полвека приходит к зрителям. От знаменитого фильма «Старший сын», главная роль в котором стала билетом в большое кино для Николая Караченцова, до невероятно популярного спектакля «Свидание в предместье», который 20 лет назад был фаворитом у зрителей Нижегородского театра драмы. И вот – новая встреча с любимыми героями, на сей раз на сцене ТЮЗа.
За окном
Подарил её зрителям режиссёр Алексей Логачёв, продолживший этой постановкой традиции психологического театра, который раскрывает перед зрителями глубины чувств обычных людей. В отличие от многих режиссёров главным героем он сделал не главу семейства Сарафанова, а «фальшивого сына» – Бусыгина, которого сыграл Иван Пилявский. На раскрытии этого противоречивого и очень глубокого образа и выстроена вся постановка.
Режиссёр трактует эту историю как не привязанную к определённому времени, но сценография спектакля переносит зрителя в момент написания этой пьесы – в конец 60‑х годов. Как часто вы ходили вечером по улице, вглядываясь в освещённые окна и думая над тем, что за ними кроется своя жизнь, скучная или бурная, счастливая и не очень, но для кого-то – самая важная.
Вот и на сцене перед зрителем множество окон. Хитрый приём, и герои, а вместе с ними и зрители, с лёгкостью оказываются то с одной, то с другой стороны дома Макарской и попадают в гущу семейной жизни Сарафановых.
Древо жизни
А над всем этим посреди сцены стоит огромное дерево, на котором в хаотичном порядке расположены лыжи, лейки и прочий скарб. Аллегорический образ семейного древа дополняют скворечники и кормушки, в которые герои подсыпают семена. А наверху – там, куда ни одному герою не добраться, – висит телефонный аппарат из будки, по которому так никто и не позвонит…
Телефон становится символом одиночества в мире, где множество людей, которые часто оказываются чужими, даже находясь рядом. Полки, двери, шкафчики, старинные кресла в нелепой оранжевой обивке – иллюзия погружения в атмосферу полная. И герои очень деятельно обживают этот мирок, словно сошедший с фотографий журналов полувековой давности.
Художник-постановщик Мария Утробина продумала все мелочи, в том числе и каждую деталь одежды героев – от галстуков до ботинок. И всё это подчёркнуто светом, который создаёт то уютную семейную обстановку, то яркую безжизненность одиночества. Художник по свету Виктория Игнатьева иногда за секунду ухитряется изменить всё, что видит зритель.
И, конечно, музыка. Её роль в этом спектакле велика, да это и неудивительно, ведь глава семьи – музыкант и композитор, и неважно, что за всю жизнь он написал один-единственный лист своей оратории…
Отцы и дети
На этом фоне и появляются герои. И это – спектакль о мужчинах. О сильных и слабых, о смелых и нерешительных, о взрослых и юных. Случайная встреча и маленький обман ведут их к череде событий, в результате которых одинокие и по-своему несчастные люди находят счастье.
Иван Пилявский создал цельный и глубокий образ Бусыгина. Он постоянно меняется, и следить за этой психологической эволюцией героя очень интересно. Сильва – Константин Кузьмичёв – получился очень узнаваемым образом. Такой герой, с виду яркий, а на деле пустой, был, наверное, в каждом студенческом коллективе. И невероятно хорош Никита Зимин в роли Васеньки. Юношеские метания, надежды, отчаяние и влюблённость он сыграл тонко, ярко и убедительно.
А Игорь Авров своего Сарафанова показал человеком глубоко несчастным, но готовым поверить в чудо. Это действительно отец, который остро переживает всё, что происходит с его детьми. Он готов пойти на обман, на унижение, на одиночество, чтобы защитить их и сделать счастливыми.
Женщины в этой постановке остались на вторых ролях, они скорее причина, но не основа происходящего. Но это не помешало Дарье Андреевой показать очаровательную и в чём-то очень правильную и нежную Макарскую, а Кристине Кондриной – Нину – девушку, неожиданно для себя встретившую настоящую любовь. Очень слаженный актёрский ансамбль до последней минуты держит зрительское внимание и дарит им ощущение узнавания себя, друзей, близких и в то же время надежду. Надежду на то, что всё будет хорошо!
18+