Нижегородцы из разных поколений рассказали, что такое быть пионером
Газета "Нижегородская правда" №28 от 18.05.2022
Подписка на газетуЗнаковый юбилей отмечается в эти дни – 19 мая исполняется 100 лет знаменитой пионерской организации имени В.И. Ленина. У многих из нас есть свои собственные трогательные воспоминания, связанные с красным галстуком, пионерской романтикой и бурной общественной жизнью. Не замирает она и сейчас: праздничные мероприятия проходят по всей области, собирая тысячи ребят и их наставников. Чем же ценны и значимы пионерские идеи и традиции? Мы собрали три взгляда представителей трёх разных поколений.
Евгений Люлин, председатель Законодательного собрания Нижегородской области: «Пионерия учила быть первыми».
«Хорошее было детство, счастливое! Пионерия учила нас дружить, хорошо учиться, защищать слабых, уважать старших, любить Родину. Поэтому с огромной теплотой вспоминаю свои пионерские годы, наши походы, конкурсы, спектакли и, конечно, наших вожатых, педагогов.
Отлично помню день, когда меня приняли в пионеры. Это было 22 апреля, в день рождения Ленина. Залитый солнцем двор нашей сельской школы. Памятник вождю мирового пролетариата. Стоит пионерский отряд, и я стою «перед лицом своих товарищей», произношу слова клятвы пионера. Замираю от счастья, когда на шею повязывают пионерский галстук. Он казался таким красивым! Наверное, с тех пор обожаю красные галстуки на белой рубашке. Незабываемое ощущение, что наконец-то стал взрослым! До сих пор был октябрёнком, а с момента, как повязали галстук, стал серьёзным взрослым человеком с обязанностями, с ответственностью.
Мы собирали металлолом, макулатуру. Следили за чистотой на улицах. Сами не мусорили и малышню учили. Помогали семьям вдов и матерей фронтовиков, а их было в те годы половина села. Делали из фанеры красные звёздочки, прибивали на калитки. Как настоящие тимуровцы пилили дрова, вскапывали огороды. Это было серьёзное взрослое дело.
Помню, однажды мне поручили написать стихотворение в стенгазету. Ох, какие же это были муки творчества! Никак не мог подобрать рифмы. В конце концов сочинил, конечно. Это было первое и последнее стихотворение в моей жизни. Зато я неплохо играл на баяне. Однажды меня послали на смотр художественной самодеятельности. Выступал на сцене районного Дворца культуры. Помню, коленки тряслись от волнения. Через неделю в газете «Приволжская правда» вышла заметка, строки из которой помню до сих пор: «С большим вдохновением ученик шестого класса Чернухинской средней школы Женя Люлин исполнил на баяне украинскую народную песню». Обо мне написали в газете! Я был счастлив!»
Ещё была у меня заветная мечта – стать горнистом пионерского отряда. Брали не всех. Надо было уметь хорошо играть на горне. Ну, я и учился. Замучил всех домашних. Но своего добился! Помню, в летнем школьном лагере каждое утро играл побудку. Звуки были такие: «Вставай! Вставай! Кровати заправляй!» Горнист – это вообще-то очень почётно. Кто был пионером, тот знает, что барабанщик идёт позади пионерского отряда, а горнист – всегда впереди. Думаю, это детское желание быть первым наложило свой отпечаток и на мою жизнь, и на мою дальнейшую судьбу. Ведь и само слово пионер, как мы помним, значит первый, лидер, тот, за кем идут.
Валерий Барыкин, художник: «Вспоминаю пионерию с ностальгией»
«Вспоминаю своё пионерское детство с большой теплотой, хотя тогда мне не очень нравилось ходить на собрания и слушать доклады. Зато мне очень нравились пионерские лагеря, хотя сам я в школьном возрасте был только в пришкольных лагерях. Уже после окончания школы, на первом курсе института, я работал дворником в пионерлагере. Это был 1984 год. Я смотрел, как пионеры занимаются зарядкой, проводят свои мероприятия, и сожалел, что в моём детстве этого не случилось.
А потом пионерия вернулась в мою жизнь, когда я принял участие в создании иллюстраций к фильму «Частное пионерское», удостоенного в 2012 году Гран-при в конкурсе фильмов для детской и юношеской аудитории. Сценарий к фильму написал известный общественный деятель, экс-руководитель федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. Он писал по своим воспоминаниям о пионерском детстве, проведённом в Дзержинске. Я тоже родом из Дзержинска и даже был с ним знаком в начале 90‑х по комсомольской линии. И когда режиссёр фильма Александр Карпиловский позвонил мне с предложением написать иллюстрации к сценарию, я не мог отказаться от этого проекта. Это было удивительное чувство – в фильме много видов из моего детства: казалось, я ездил на этом самом трамвае, видел эти дома, ходил по этим скверам. До сих пор испытываю ностальгию при виде пионерской атрибутики – горна, барабана, красного галстука».
Беседовала Алина Малинина
Полина Китаева, юнкор: «Пионерия – это история. А терять историю нельзя»
«В далёком 1925 году в Крыму был открыт детский центр «Артек» – мечта всех советских пионеров и российских школьников. А 10 лет спустя в Дзержинске, на улице Урицкого, был открыт первый клуб пионеров. И кто-то из первых пионеров Дзержинска исполнил свою мечту и получил заветную путёвку в «Артек». Я тоже недавно вернулась из «Артека», где очень заинтересовалась историей пионерского движения.
Гидом по пионерии для меня стал самый почётный пионер Дзержинска, хранительница дзержинского музея пионерии Тамара Бландинова. Она до сих пор помнит наизусть пионерскую клятву, научила меня повязывать алый галстук и рассказала историю этого движения в городе.
В 1937 году дзержинский клуб был преобразован в Дом пионеров, здесь проводили сборы и концерты. А потом началась война. И здание на улице Урицкого было передано армейским офицерам.
А после Победы, в 1946 году, Дом пионеров вновь заработал. Через 10 лет он переехал с Урицкого в новое здание на проспект Чкалова. А ещё через два года, 1959‑м, Дом пионеров получил статус Дворца и переехал в красивое, большое и светлое здание на площадь Ленина. Спортивный зал, сцена, танцевальные классы с зеркалами, кабинеты для пения и рисования… Фасад, украшенный мозаикой. А на ней – сценки из пионерской жизни. И эта мозаика жива до сих пор!
После распада СССР Дворец пионеров переименовали во Дворец детского творчества, но он не изменил своё предназначение. В нём до сих пор работают более 70 кружков. Кстати, среди них есть и продолжатели пионерского движения, и скауты, и юные экскурсоводы, и хранители музея.
Музей! Он был создан во Дворце в 1972 году, к 50‑летию пионерии. Сейчас он называется музей истории детского движения, однако большая часть экспозиции, конечно, посвящена именно пионерии. Руководит музеем много лет флагман дзержинских пионеров Тамара Александровна Бландинова.
В музее собран огромный материал о ветеранах пионерского движения: о первом пионерском отряде, находившемся в посёлке Свердлова, о втором пионерском отряде, который появился уже в Растяпине.
«Пионерия – это чудо! Это светлое время! Мы брали пример со старших. Я не помню ни разу, чтобы родители сказали мне, что можно делать, а что нельзя. Мы видели, как они трудятся на благо семьи, и поступали так же, – вспоминает Тамара Александровна. – Пионеры были честными, добрыми, верными».
Тамара Александровна прекрасно помнит, как её принимали в пионеры и комсомольцы. Вспоминает, как девчонки после принятия в пионеры даже зимой бежали домой в расстёгнутых куртках, чтобы все видели их алые галстуки и чтобы знали, что они теперь – пионерки!
Тамара Александровна работает во Дворце пионеров уже 57 лет. В музее хранятся все значки и галстуки, которые только существуют. Есть здесь и галстуки пионеров из других стран, которые появились благодаря переписке и Клубу интернациональной дружбы, посткроссингу, которым увлекаются сегодняшние артековцы, в том числе и я.
Тамара Бландинова очень бережно относится к экспонатам музея. Ведь пионерия – это история, а терять свою историю нельзя.
С особым восторгом и волнением Тамара Александровна вспоминает турниры «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».
«Это было настоящее чудо! Вставали на коньки сотни маленьких детей! Мы даже были на всероссийских соревнованиях в Москве и выиграли!» – рассказывает она.
А ещё одно чудо – это капсула времени, которая хранится в музее! Много лет эту капсулу можно было увидеть в витрине музея. А 19 мая 2022 года её откроют, и мы, дети XXI века, узнаем, что писали и хотели сообщить нам дети того времени.