От идеи до продаж: как выпускникам нижегородских вузов помогают заработать на инновационных стартапах
Газета "Деловая Газета НП" №8 от 08.02.2021
Подписка на газетуБольшинство выпускников Нижегородского университета имени Лобачевского имеют базовое предпринимательское образование. В учебные планы будущих химиков, физиков, медиков входят курсы основ предпринимательской и инновационной деятельности.
Следующий шаг – сотрудничество с правительством Нижегородской области в сфере инновационного развития региона. Перспективы совместной работы обсуждались недавно на совещании в ННГУ с участием регионального министра промышленности, торговли и предпринимательства Максима Черкасова.
«Интуиция» не подведёт
Университет имени Лобачевского готовит не только разработчиков инновационных проектов, но и тех, кто может ввести их в реальную экономику – инновационных предпринимателей, создателей наукоёмких компаний, высокотехнологичного бизнеса. За последние 10 лет его выпускники запустили 60 стартапов мирового уровня.
– В университете существует целый комплекс мероприятий в сфере инновационного развития: школы, семинары, выставки, конкурсы, – рассказывает завкафедрой правового обеспечения экономической и инновационной деятельности ИЭП ННГУ профессор Юлия Плехова. – Действует студенческий бизнес-инкубатор «Интуиция», центр инновационного развития медицинского приборостроения, центр развития технических проектов и многое другое.
А в рамках программы «Инновационное предпринимательство» реализуется акселерация проектов: сюда приглашаются люди со своими идеями, причём не только из университета, готовые работать над вопросами коммерциализации. Результаты налицо – призовые места студентов на всероссийских и международных конкурсах и хакатонах, и даже продолжение развития проектов в Сколково.
Ориентацией на открытость назвала работу по подготовке инновационных предпринимателей ректор университета имени Лобачевского Елена Загайнова.
– Мы открываем новые возможности, тем самым привлекаем студентов других вузов и молодых предпринимателей, учим их и вовлекаем в стартапы, – подчеркнула Елена Загайнова. – И в перспективе это уже будет не 60 проектов за 10 лет, а гораздо больше. Хочется также больше заниматься реальными проблемами, реальными делами региона. Чем отличается классический университет – у нас есть все возможные варианты специалистов, от юристов до химиков. Наша стартап-команда может быть совершенно самодостаточной.
От идеи до продаж
Уникальные проекты, не имеющие аналогов, создают студенты университета и на базе нижегородского технопарка «Анкудиновка». Уже запатентованы аппарат для диагностики онкозаболеваний, роботизированный комплекс для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, очки для особо опасных производств и другие. По словам руководителя технопарка «Анкудиновка» Тимура Радаева, более половины участников технопарка – студенты ННГУ.
– Университет всегда был передовым вузом, готовящим специалистов, способных думать, придумывать, прорабатывать идеи, – говорит Тимур Радаев. – Ещё в 2011 году между Нижегородским инновационным бизнес-инкубатором и ННГУ было заключено соглашение о сотрудничестве сторон в области развития территории Нижегородской области. Мы и дальше будем укреплять наше сотрудничество и готовы подключаться к экспертной оценке проектов ННГУ, усиливать практическую сторону реализации новых бизнес-идей.
Проектной деятельности студенты обучаются и в компании Technathon, которая представляет онлайн-площадку, где можно подобрать команду по компетенциям.
– У нас можно оформить проекты, найти сотрудников, получить рекомендации от экспертов отрасли, – поделился представитель компании Михаил Точилин. – По окончании они получают экспертную поддержку, находят инвестора и перешагивают ступеньку от идеи до первых продаж.
Не конкуренты, а партнёры
Важность совместной работы университета и предприятий реального сектора экономики в направлении развития инновационного потенциала региона и вывода на рынок новых отечественных разработок отметил министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.
– Мы совместно и точечно проводим большую работу в этом направлении, – подчеркнул Максим Черкасов. – Мы не конкуренты, мы – следующий этап работы с предприятиями, которые могут потенциально создаваться в вузе. Лучше всего заниматься популяризацией инновационного предпринимательства именно здесь, потому что ребята свободные, имеют возможность креативно подходить к решению каких-то проектов, вопросов под присмотром преподавателей и наставников. Уверен, что территория вуза, та инфраструктура, которая создана, позволят нам добиться очень хороших результатов.