От ретро-вагонов до арт-объектов: почему молодёжь выбирает трамвай
Предновогодняя акция уже стала традиционной и пользуется большой популярностью у жителей и гостей города
В Нижнем Новгороде на маршруты вышли новогодние трамваи: светящимися вагонами управляют Деды Морозы, а в роли кондуктора выступает Снегурочка. Акция уже стала традиционной и пользуется большой популярностью у жителей и гостей города. Ведь трамвай в Нижнем Новгороде – это не просто транспорт, а настоящая городская легенда.
Уже более 100 лет он остается важной частью городской жизни и с каждым годом становится всё современнее, экологичнее и удобнее.
Более века на рельсах: история нижегородского трамвая
История нижегородского трамвая началась в 1896 году, когда на Нижегородской ярмарке проходила Всероссийская промышленная и художественная выставка. Тогда были построены первые линии: от входа на выставку (сейчас – Парк им. 1 Мая) до Канавинского моста и кольцевая линия внутри ярмарки.
Позже появились маршруты в центре города – по Большой и Малой Покровской, Рождественской улице, до кремля и Скобы. Несмотря на то что проезд стоил 5 – 10 копеек, трамвай сразу стал суперпопулярным.
Но настоящий расцвет этого вида транспорта случился в XX веке. Рельсы охватили весь город, трамваи ходили с раннего утра до позднего вечера. Во время Великой Отечественной войны трамвайные пути даже использовали для движения паровозов, чтобы эвакуировать заводы и перевозить раненых.
Город на рельсах
Сейчас трамвай – один из самых популярных видов транспорта в Нижнем Новгороде. Молодежь ценит его за скорость и экологичность. Линии охватывают практически весь исторический центр, доходят до спальных районов, в заречной части связывают жителей с промышленными предприятиями, школами, больницами, рынками, железнодорожным вокзалом и станциями метро.
Для молодёжи это уже не просто вид транспорта – это и арт-объект, и новое творческое пространство. На Большой Покровской установлен декоративный трамвай со светодиодной подсветкой. Он стал популярным местом для фотосессий молодых нижегородцев и гостей города, а также для игр детей.
Вагоны в стиле ретро курсируют по городским маршрутам.
Можно встретить на улицах и «Арт-трамвай». Расписной вагон служит резиденцией для художников, гостей города и его жителей. Внутри можно рисовать, читать стихи, слушать лекции, фотографировать и заниматься искусством.
О популярности этого вида электротранспорта свидетельствует и запуск в Нижнем Новгороде «Первого трамвайного медиа». Это социокультурный проект, посвященный личным историям и воспоминаниям горожан о трамваях. Теперь на сайте, в телеграм-канале, печатных изданиях можно почитать о самых интересных городских маршрутах. Также можно отправиться на прогулки и экскурсии и, конечно, прокатиться на трамваях.

Будущее нижегородского трамвая
Сейчас в Нижнем Новгороде полным ходом идет масштабная модернизация общественного электротранспорта. Планируется переложить порядка 150 км трамвайных путей и закупить 170 трамваев. Уже поставлено более 120 трамваев «МиНиН», которые производят на заводе «Нижэкотранс» в Ворсме Нижегородской области.
Работы продолжаются, как и столетняя история нижегородского трамвая. Он стал не только олицетворением связи времён, но и примером того, как классика может быть модной, удобной и вдохновляющей.
О других вдохновляющих возможностях для современного поколения читайте в нашем проекте «Молодежь меняет мир». Мы рассказываем, как молодые люди влияют на город, запускают инициативы, участвуют в волонтерстве, культурных проектах. И главное – реализуют себя.
