Папа в зазеркалье: в нижегородском ТЮЗе показали драматичную историю одного ухода
Газета "Нижегородская правда" №33 от 12.05.2021
Подписка на газетуСемейная драма «Папа» стала самым обсуждаемым театральным событием мая. В момент, когда вся природа радуется новому дню и новой жизни, главный режиссёр нижегородского ТЮЗа Алексей Логачёв представил на суд зрителей свой первый спектакль на его сцене, рассказывающий о распаде личности старика, который с каждым днём всё больше погружается в пучину беспамятства.
Старик
Спектакль поставлен по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера «Папа». Это один из самых известных и востребованных авторов в современной Франции. За пьесу «Папа» он был удостоен главной театральной награды своей страны – премии Мольера. Постановка идёт во многих театрах мира, а недавно Зеллер экранизировал пьесу, и исполнитель главной роли – Энтони Хопкинс – получил за неё «Оскара».
Чем же так хороша эта пьеса? Да тем, что описанное в ней рано или поздно в той или иной мере коснётся каждого из нас. Перед нами старик, который теряет память, и его дочь, которая не знает, как поступить – посвятить себя отцу или отдаться долгожданной любви и новой жизни. Эта история взаимоотношений и разворачивается на сцене, но показана она глазами отца. А он уверен в том, что он силён, проницателен, предусмотрителен.
Всё, что кажется ему странным, он списывает на помутнение разума его дочери и подозревает, что она хочет свести его с ума и завладеть квартирой. Тут-то и начинается зазеркалье: он видит людей, которые есть только в его воображении, разговаривает с ними и принимает эти разговоры за правду. И сделаны эти сцены так, что зрители поначалу не всегда понимают, где правда, а где вымысел.
Художник спектакля Ольга Лагеда за простотой декораций скрыла множество смыслов, и трансформация дома старика в дом его дочери происходит так незаметно, что вместе с героем ты начинаешь сомневаться в происходящем.
Испытание
Отца и дочь, пытающихся найти выход из безвыходной ситуации, играют Леонид Ремнёв и Ирина Страхова. И столько в них правды, чувства и бесконечной любви, что становится страшно и за их героев, и за близких людей. Ведь в мире, где деменция и болезнь Альцгеймера становятся всё более частым диагнозом, с такой ситуацией может столкнуться каждый. Во время спектакля в зале стояла гробовая тишина, а в маленький перерыв зрители перешёптывались и украдкой утирали слезы.
– Это очень нужный, но и очень тяжёлый спектакль, – признался «НП» Павел, один из зрителей. – Я прошёл путь героини до конца и недавно похоронил мать. Это очень страшно – видеть непонимание, а то и подозрение в глазах любимого и самого близкого человека, и не иметь возможности помочь.
Лица
Леонид Ремнёв в этом спектакле блистателен как никогда. Он отыгрывает тончайшие переходы чувств своего героя – от шутливой бравады до ярости и напуганного состояния всеми покинутого ребёнка. В странных ситуациях, что происходят вокруг его героя, ты невольно принимаешь его сторону.
Ирина Страхова в роли дочери ничуть не уступает своему великолепному партнёру. И мучительный поиск выхода её героини зритель проживает вместе с ней, чувствуя нарастающее напряжение даже в простых бытовых словах про цыплёнка к обеду. И тем жёстче на этом фоне воспринимается новая любовь героини Пьер (Игорь Авров), потому что не знаешь, то ли сочувствовать его вспышкам ярости, то ли удивляться, что он вообще терпит всё происходящее.
Эффектными получились образы юной сиделки Лоры (Анна Сильчук) воображаемой второй дочери старика Элизы (Ирина Никитина), альтер-эго старика – танцора, которого исполнил Иван Пилявский. Его немая погоня за ускользающей любовью трогает до слёз. И только он примиряет зрителей со страшным смыслом спектакля в финале.
Спектакль действительно безжалостный. Он о выборе – нужно ли жертвовать собой, чтобы не разрушить жизнь родного человека, и о том, что и сколько должны дети своим родителям. Особенно если всю жизнь родители пренебрегали и помыкали детьми и вдруг оказались беспомощными в полной их власти. И тут каждый зритель начинает беседовать сам с собой, прислушиваться к своей совести, и это одна из главных возможностей, которую дарит человеку произведение искусства.