Почему интернет-мемы завоёвывают мир, а их создатели зарабатывают миллионы?
Газета "Новое дело" №27 от 15.07.2021
Подписка на газету– Дратути, – здоровается коллега, заглядывая в дверь нашей редакции. – Мы там вообще всё уронили, поэтому интернета сегодня не будет. Идите домой.
Года два назад такой диалог поставил бы меня в тупик, но теперь я только мило поздоровалась, закинула в сумку несъеденный обед и пошла домой.
«Дратути» и «мы всё уронили» – это интернет-мемы, которые стали настолько популярными, что их понимают практически все. Почему же так происходят? Почему создатели мемов зарабатывают миллионы и как смешные картинки управляют миром?
Смех да и только
Недавно в мире российского интернет-юмора сегодня произошёл настоящий переворот. Автор знаменитой картинки с котами «Наташа, вставай мы всё уронили» раскрыла свою личность и подала заявку на патент. Это означает, что её больше нельзя будет, как раньше, бесплатно использовать в рекламе или даже опубликовать на собственной страничке без указания авторства.
Оказалось, что автор шутки – Дарья, почти 10 лет ведёт одну из самых популярных групп со смешными картинками в социальной сети ВКонтакте «Котизм».
«Я сделала его минут за 10, куда-то бежала и даже не задумывалась о содержании этого мема. Естественно, я удивилась, какой эффект возымел этот мем. Это было очень неожиданно, но, скорее всего, это потому, что он появился в нужное время», – рассказывала Дарья в одном из интервью.
На Западе мемы защищаются авторским правом. Поэтому, например, хозяйка «грумми кэт» – ворчливого кота, которая вовремя получила патент, заработала на своём питомце сотни миллионов долларов и не работает даже после его смерти. Дарья, которая решилась на подобный шаг, стала в нашей стране первопроходцем.
Но почему же нам настолько нравятся смешные картинки, что их авторы зарабатывают миллионы?
Как с картинки
Психологи уверяют, что на это есть сразу несколько причин. Во-первых, они давно стали новым видом искусства и общения. Картинка с чёрным котом и пририсованными руками, который грозно говорит «ъуъ с…а», передаст ваше негодование лучше любых слов или смайликов.
Во-вторых, чаще всего в мемах отображаются ситуации, которые знакомы каждому. Например, каждый владелец кота хотя бы раз был на месте той самой Наташи, чьи питомцы ночью разгромили квартиру.
В‑третьих, мемы можно использовать в любых ситуациях. Например, тот же мем с котами наша газета использовала в рекламе подписки, изменив только подписи.
– Но, самое главное, мемы смешные, – рассказывает психолог Марина Вознесенцова. – Вообще, юмор – главный аспект любого интернет-мема.
Считается, что прототипами мемов были анекдоты, это такой народный юмор. Но если анекдот люди пересказывали, не меняя по смыслу, то мемы каждый человек может менять под себя. В той же картинке с Наташей и котами можно подставить вообще любую подпись и любое имя.
Кроме того, мемы отлично подходят для поколения Y и Z (люди, родившиеся в период с 1980-го до 2004 года), которым характерно клиповое мышление – понимание ситуаций и событий в мире отдельными «кусками», отсутствие стремления понять ситуацию в целом.
Таким образом молодёжь может в смешной, интересной, «клиповой» форме узнавать обо всём важном и интересном, что происходит в мире.
– Мемы попадают в точку между смешным и важным. Поэтому многие новостные сайты и даже обычные компании используют странные новости для размышления над ситуацией, – объясняет психолог. – С помощью мемов любой бренд может привязаться к повестке, показав пользователям, что в компании работают такие же люди, которые не против посмеяться. Например, Aviasales использовали бой Макгрегора и Нурмагомедова для рекламы своего сайта.
Некоторые исследователи уже сейчас уверены, что обычные смешные картинки стали своеобразным фольклором, который многое скажет о нашей культуре исследователям будущего.
– Мемы показывают, что беспокоит обычных людей и на что они обращают внимание, – объясняет психолог. – Поэтому нам так хочется переслать смешную картинку, мы узнаём в ней себя, своих друзей.
…Психолог уверена, что за обычными смешными картинками, которыми мы делимся с друзьями, скрывается нечто более глубокое – образ мышления современного поколения, темы, которые ему интересны. А вот лучше этот образ или хуже того, что был раньше, покажет только время.