Поездки на такси подорожали в Нижегородской области
Газета "Новое дело" №43 от 31.10.24
Подписка на газетуПоездки на такси могут стать непозволительной роскошью для нижегородских пассажиров. Стоимость поездок, которая и так росла последнее время, может стремительно подорожать. О повышении тарифов уже предупредило «Яндекс. Такси», которому принадлежит большая часть рынка заказов. В итоге, по подсчётам экспертов, одна поездка с шашечками может подорожать в среднем до 1000 рублей.
Повезёт-не повезёт
Поездки на такси дорожают по всей стране, в том числе и в Нижегородской области, уже не первый год. Если взять официальные цифры, то в этом году средний чек в регионах страны приблизился к 400 – 500 рублям.
«Тарифы выросли очень сильно, – делится жительница Нижегородского района Елена Остапенко. – Раньше если я опаздывала на работу, спокойно вызывала такси. Поездка от дома, с улицы Горького, до площади Сенной обходилась примерно в 150 рублей. Сейчас за то же расстояние мне предлагают заплатить 300 рублей, в часы пик – и до 500 рублей цена доходит. А общественный транспорт сами знаете как ходит».
По словам нижегородца Михаила Питеримова, раньше поездка на такси в нижегородский аэропорт или обратно обходилась в среднем 400 – 500 рублей.
«Сейчас о таких ценниках можно забыть, – вздыхает он. – Недавно жена возвратилась из Калининграда. Прилетела в 6 утра, решила вызвать такси. Так приложение показало, что от аэропорта до центра Сормова полторы тысячи рублей выйдет. Через минут десять стоимость поездки выросла до 1900 рублей!»
В итоге с тяжёлым чемоданом в руках женщине пришлось добираться домой на маршрутке.
По большому счёту
Понятно, что эпоха, когда поездки на такси стоили чуть дороже, чем проезд в маршрутке, безвозвратно ушла в прошлое. Но что тарифы будут расти такими темпами, наверное, не мог предположить никто. Отправной точкой для резкого роста стали начало спецоперации и введённые санкции: ушли западные автопроизводители, начались проблемы с поставкой автозапчастей, которые в итоге подорожали втрое. Плюс постоянно повышающийся в цене бензин. Автопарки были вынуждены компенсировать издержки за счёт повышения тарифов.
После санкций и скачка цен на западные машины резко выросла и стоимость ремонта. Автопарки стали решать проблему, закупая китайские авто. Но у них, как оказалось, выше износ, и после пробега в 150 тысяч километров многим приходилось менять запчасти.
Кроме того, с 1 сентября в регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, вступили в силу новые правила для таксистов. Теперь водители не могут выходить на линию без полиса ОСГОП – обязательного страхования гражданской ответственности. Это может привести к тому, что многие таксисты уйдут в тень или уволятся, чтобы не платить внушительные штрафы за отсутствие документа. А нехватка водителей повлечёт очередной рост цен.
На днях «Яндекс. Такси» официально подтвердил, что тарифы вырастут. Так, в тарифе «Комфорт» стоимость 1 км вырастет с нынешних 12 до 15 рублей. Также подорожают условия, входящие в цену подачи автомобиля: если сейчас это 2 км и 6 минут пути, то по новым тарифам останется лишь 1 км и 3 минуты. Подорожает и время ожидания водителя – 15 рублей вместо нынешних 13.
Представители «Яндекса» утверждают, что средний чек на пассажирские перевозки вырастет в результате максимум на 3 – 4 процента (это 20 – 30 рублей).
«Цена поездки складывается не только из стоимости минут и километров пути, – объяснили в пресс-службе компании. – В неё включена подача автомобиля (в том числе когда водитель едет издалека), платные опции и другие факторы. На цене отражаются объём спроса и количество свободных машин на линии рядом с пассажиром, особенно в непогоду, – тогда может временно срабатывать повышающий коэффициент».
Впрочем, эксперты говорят, что перевозчик лукавит, говоря о небольшом подорожании.
«Конечно же, никаких 3 – 4 процентов не будет, – рассказал нам координатор общественного движения «Синие ведёрки», автоэксперт Пётр Шкуматов. – Во-первых, если вы посмотрите на стоимость автозапчастей, они за год подорожали в среднем на 40 процентов. Чудес не бывает, и кто-то за это должен платить. Во-вторых, на это накладываются избыточные требования к такси. Это требования путевых листов, ежедневных технических осмотров и двукратного медосмотра водителей. На это тоже нужны деньги».
К тому же, по словам Петра Шкуматова, во многих регионах выставили требования к обязательному внешнему виду такси. Например, все автомобили должны быть одинакового жёлтого цвета. В Нижнем Новгороде это пока не требование, а, наоборот, бонус водителям, которые решатся на преобразования.
«Допустим, в Ростове-на-Дону стоимость этой процедуры под ключ, включая покраску, переклейку и регистрацию изменений в Госавтоинспекции, составляет 100 тысяч рублей, – приводит он пример. – Все эти издержки ложатся на плечи таксистов, если посмотреть на текущую экономику и расходы, то на руки таксистам остаётся 25 процентов от стоимости поездки, всё остальное – это непроизводительные расходы. Как итог – отток водителей, который мы наблюдаем».
Так что повышение цен на такси, говорит специалист, – неизбежность. И в ближайшем будущем стоимость поездки может вырасти в среднем до тысячи рублей.
Если в дело не вмешается, к примеру, Федеральная антимонопольная служба. Она уже интересовалась высокими тарифами и ценообразованием «Яндекс.Такси». Но пока антимонопольщики ничего не могут сделать. Дело в том, что до конца 2024 года в России действует мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний, к которым и относится «Яндекс.Такси».
Ранее сайт Pravda-nn.ru cообщал, что в Нижнем Новгороде таксисты придумали новый способ обмана пассажиров.