Покорение реки: как строили Горьковскую ГЭС
Газета "Нижегородская правда" №30 от 24.05.23
Подписка на газетуРовно 75 лет назад, весной 1948 года, близ Городца развернулось грандиозное строительство – начали возводить Горьковскую ГЭС. Страна восстанавливалась после войны, развивалась промышленность, требовалось всё больше электричества. На строительство ГЭС народ поехал со всей страны, и очень скоро округа изменилась до неузнаваемости.
Выбор сделан
К началу Великой Отечественной войны на Волге построили три гидроэлектростанции. Но электроэнергии не хватало, и в 1944 году начали планировать строительство ГЭС в Горьковской области, тем более что запасы торфа вблизи электростанции в Балахне, пущенной ещё в 1925‑м, стали истощаться.
Есть версия, что ГЭС хотели строить у Чкаловска – это было бы быстрее и дешевле, но член политбюро ЦК партии Андрей Жданов, в 1924 – 1934 годах возглавлявший Нижегородскую губернию, а затем край, предложил Городец. Он продвигал идею строительства благоустроенных агрогородов, куда переселились бы жители деревень. В Городецком районе имелся передовой колхоз имени Тимирязева. На его землях такой агрогород и можно было построить. Но для этого как импульс рядом должно было развернуться другое масштабное строительство. Горьковская гидроэлектростанция для этого подходила как нельзя лучше. Решили: и ГЭС построим, и агрогород – покажем всем, как живут при социализме сельские труженики.
В ноябре 1947 года решение о строительстве Горьковской гидроэлектростанции было принято. Исследования показали: условия на местности самые подходящие. Как рассказала «Горьковская коммуна», там обнаружилась мощная толща песчано-глинистых пород. Их сложное геологическое строение – то, что нужно для такого строительства.
По реке и по рельсам
Весной 1948 года на правом берегу Волги около деревни Пестово закипела работа. Начали возводить посёлок для строителей ГЭС. В конце апреля «Горьковская коммуна» рассказала, что на Пестовском участке уже выстроены хлебопекарня, баня, прачечная, магазин.
Газета писала: «Развёртывается подготовка кадров, в первую очередь для работы на речном транспорте, который будет обслуживать стройку. 28 рабочих и работниц закончили учёбу на курсах мотористов. Начались занятия на курсах рулевых».
Также к месту строительства стали прокладывать железную дорогу. «На конечной станции Балахнинской ветки – в Правдинске строятся дополнительные пути», – сообщила «Горьковская коммуна» 22 мая 1948 года. Железную дорогу Правдинск – Горьковгэсстрой протяжённостью 20 километров обязались сдать к 7 ноября, а также и автомобильную дорогу – длиной 18 километров.
Люди ехали на стройку со всей страны. Газета не писала, но привлекали и заключённых – около 2,3 тысячи человек. Это были люди с небольшими сроками.
Параллельно продолжались инженерно-геологические и гидрологические работы. Трудились сотни специалистов. «Тщательно исследуется сток и его распределение между протоками и главным руслом Волги», – рассказывала газета. Нужно было всё изучить досконально. Газета добавляла, что будут внесены коррективы в проект.
Да будет ток
При строительстве использовали новейшую технику и технологии. Например, искусственное замораживание грунта. Льдогрунтовая завеса потребовалась из-за неожиданно обнаруженного песка-плывуна. Проложили трубы, по которым стали подавать охлаждённый до минусовых температур солевой раствор. С его помощью плывун заморозили. Такой метод при гидротехническом строительстве применили впервые.
Тем временем жителей множества окрестных деревень и сёл предупредили, что территория будет затоплена. Людям пришлось уезжать с привычных мест, обживаться на новых.
В августе 1955‑го русло Волги перекрыли. Наполнилось огромное водохранилище. Его стали называть Горьковским морем.
2 ноября того же 1955 года первый гидроагрегат Горьковской ГЭС дал промышленный ток. «Так свершается вековая мечта народа об использовании могучей силы великой русской реки Волги, о преобразовании её в первоклассную глубоководную транспортную магистраль пяти морей», – написала «Горьковская правда». Газета отмечала, что Горьковское море протяжённостью более чем 400 километров значительно улучшит условия судоходства на Верхней Волге.
Со строительством агрогорода, правда, ничего не получилось. Но в марте 1950 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об отнесении населённого пункта Пестово к категории рабочих посёлков с присвоением ему наименования рабочий посёлок Заволжье. Началась история будущего города моторостроителей. В Заволжье остались жить и работать многие из тех, кто строил Горьковскую ГЭС.