Покупной механизм: как пандемия изменила торговлю
Газета "Деловая Газета НП" №86 от 15.11.2021
Подписка на газетуПандемия коронавируса заставляет трансформироваться торговлю. В условиях ограничений стабильно растёт доля интернет-продаж, в то время как офлайн-магазины вынуждены терпеть убытки. Эксперты заговорили о закате эры крупных торговых центров.
Ушли в онлайн
Сразу два торговых центра выставлены сейчас на продажу в Нижнем Новгороде. Первый, ТЦ «Чкалов», продают уже не первый год, и даже несмотря на то, что стоимость на фоне инфляции не меняется, продать его не удаётся.
Второй – «Гордеевский универмаг» – выставлен на продажу недавно. Вместе с ТЦ новый собственник получит пул арендаторов. При этом в объявлении говорится о том, что верхние этажи ТЦ можно использовать под бизнес-центр, фитнес-центр или под хостел. Первоначально собственник оценил объект в 250 млн, а через месяц снизил цену до 225 млн. По некоторым данным, продать ТЦ его вынуждают долговые обязательства.
Такая тенденция сейчас по всей стране – формат крупных магазинов становится менее востребованным. Гипермаркеты сокращают своё присутствие. Так, например, компания X5 Group, куда входят «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», только во II квартале этого года закрыла сразу девять гипермаркетов. «Ашан» за год закрыл 36 магазинов.
Согласно данным Infoline, по итогам января – июня 2021 года сети гипермаркетов «Ашан» и «Метро» покинули десятку крупнейших российских ретейлеров, где занимали два последних места. Выручка «Ашан», по данным аналитиков, сократилась на 17,3%, а выручка «Метро» осталась на прежнем уровне. Места выбывших заняли Ozon и сеть дискаунтеров «Светофор». Эксперты объясняют это нежеланием современного покупателя тратить часы на то, чтобы бродить по огромному гипермаркету, и ростом интереса к онлайн-торговле.
Это заставляет традиционные торговые сети пересматривать форматы. Ещё два года назад число магазинов, которые осуществляли доставку продуктов, можно было пересчитать по пальцам одной руки. А сегодня у любого гипермаркета есть доставка до двери. Если покупатель на самоизоляции не идёт в магазин, то магазин идёт к нему.
Перешли на клик
Всё это сказывается на доходах: у обычных торговых центров они падают, у онлайн-магазинов – растут. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, за первые девять месяцев 2021 года выручка российской электронной коммерции уже достигла 2,41 трлн рублей. Это больше, чем все онлайн-продажи 2019 года.
– Сегодня мы видим устойчивую тенденцию к росту: с одной стороны, появился спрос со стороны населения, а с другой – практически каждый регион проводит акселерацию бизнеса, в том числе субсидирует комиссии маркетплейсов или даже помогает с описанием брендов, – сказал президент АКИТ Артём Соколов.
Торговые центры, которые раньше ломились от покупателей по выходным, пустеют. Но конец эпохи ТЦ предрекают уже не первый раз. Сбудутся ли эти прогнозы теперь?
По словам гендиректора компании «IDEM – консультанты по торговой недвижимости» Екатерины Гресс, пандемия подтолкнула онлайн-торговлю к развитию, так как в неё стали включаться те слои населения, которые ранее отрицали этот сегмент рынка.
– В условиях пандемии, совершив одну-две покупки, люди поняли, что этот инструмент работает и не представляет условной угрозы, поэтому сместили часть своих интересов в сектор онлайн-покупок, – считает она.
Что чаще всего покупали россияне онлайн в первые 9 месяцев 2021 года (по информации АКИТ)
Цифровая и бытовая техника 24,7%
Мебель и товары для дома 15%
Одежда и обувь 13,8%
Продукты питания 9%
Товары для красоты и здоровья 7%
В новых условиях
Но ждать, что рынок полностью уйдёт в онлайн, не стоит. Для огромного количества покупателей по-прежнему важна возможность потрогать товар перед покупкой, оценить цвет глазами, получить консультацию продавца. Но торговым центрам придётся подстраиваться под новые условия.
– Концепции торговых центров, безусловно, будут меняться, – говорит Екатерина Гресс. – Коллаборации с комьюнити-пространствами, развлекательными, обучающими, досуговыми форматами будут крайне важны для их развития и привлечения потребителей.
О том, что ТЦ и рынок офлайн-торговли в целом хоронить преждевременно, говорит и статистика. По данным аналитиков сервиса «Авито. Недвижимость», в III квартале 2021 года рынок коммерческой недвижимости продолжил восстановление после серьёзных антиковидных ограничений.
В Нижнем Новгороде интерес к аренде коммерческой недвижимости увеличился на 20% за год (15% за квартал), а динамика спроса на покупку составила 7% год к году и 8% за квартал.
– Важно отметить, что на данный момент ещё рано говорить о полном восстановлении отрасли. Положительная динамика, наблюдаемая по итогам III квартала на рынке коммерческих площадей, – это результат реабилитации экономики после введения жёстких ограничительных мер весной прошлого года, когда многие компании и предприятия были вынуждены перейти на удалённый формат, а работа заведений общественного питания, розничной торговли и сферы услуг была частично или полностью прекращена, – отметил руководитель направления коммерческой недвижимости портала «Авито. Недвижимость» Тимур Зайцев.
Самыми востребованными форматами у российских предпринимателей стали помещения свободного назначения (ПСН), торговые площади и офисы. Но опять же, торговые помещения и ПСН перефокусировались на e‑commerce и сферу онлайн-услуг – всё чаще в них можно увидеть пункты выдачи интернет-заказов, постаматы и службы доставки.
– Основной задачей для предпринимателей становится поддержание высокого и стабильного клиентского трафика, поэтому арендаторы и владельцы помещений готовы более активно экспериментировать с бизнес-форматами и планировкой коммерческих площадей, сочетая преимущества онлайн-ретейла и традиционной торговли, – рассказал Тимур Зайцев.
Пандемия показала бизнесу, что важно и нужно быть гибкими. Это касается и торговли. Очевидно, что нас ждёт некая коллаборация онлайн- и офлайн-форматов. Выиграет тот, кто сможет поймать волну перемен.