H
H e
S L n s
с

Покупной механизм: как пандемия изменила торговлю

Покупной механизм: как пандемия изменила торговлю

Фото: Александр Воложанин

Торговые центры становятся менее востребованы на фоне роста популярности онлайн-торговли

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Пандемия коронавируса заставляет трансформироваться торговлю. В условиях ограничений стабильно растёт доля интернет-продаж, в то время как офлайн-магазины вынуждены терпеть убытки. Эксперты заговорили о закате эры крупных торговых центров.

Ушли в онлайн

Сразу два торговых центра выставлены сейчас на продажу в Нижнем Новгороде. Первый, ТЦ «Чкалов», продают уже не первый год, и даже несмотря на то, что стоимость на фоне инфляции не меняется, продать его не удаётся.

Второй – «Гордеевский универмаг» – выставлен на продажу недавно. Вместе с ТЦ новый собственник получит пул арендаторов. При этом в объявлении говорится о том, что верхние этажи ТЦ можно использовать под бизнес-центр, фитнес-центр или под хостел. Первоначально собственник оценил объект в 250 млн, а через месяц снизил цену до 225 млн. По некоторым данным, продать ТЦ его вынуждают долговые обязательства.

Такая тенденция сейчас по всей стране – формат крупных магазинов становится менее востребованным. Гипермаркеты сокращают своё присутствие. Так, например, компания X5 Group, куда входят «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», только во II квартале этого года закрыла сразу девять гипермаркетов. «Ашан» за год закрыл 36 магазинов.

Согласно данным Infoline, по итогам января – июня 2021 года сети гипермаркетов «Ашан» и «Метро» покинули десятку крупнейших российских ретейлеров, где занимали два последних места. Выручка «Ашан», по данным аналитиков, сократилась на 17,3%, а выручка «Метро» осталась на прежнем уровне. Места выбывших заняли Ozon и сеть дискаунтеров «Светофор». Эксперты объясняют это нежеланием современного покупателя тратить часы на то, чтобы бродить по огромному гипермаркету, и ростом интереса к онлайн-торговле.

Это заставляет традиционные торговые сети пересматривать форматы. Ещё два года назад число магазинов, которые осуществляли доставку продуктов, можно было пересчитать по пальцам одной руки. А сегодня у любого гипермаркета есть доставка до двери. Если покупатель на самоизоляции не идёт в магазин, то магазин идёт к нему.

Перешли на клик

Всё это сказывается на доходах: у обычных торговых центров они падают, у онлайн-магазинов – растут. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, за первые девять месяцев 2021 года выручка российской электронной коммерции уже достигла 2,41 трлн рублей. Это больше, чем все онлайн-продажи 2019 года.

– Сегодня мы видим устойчивую тенденцию к росту: с одной стороны, появился спрос со стороны населения, а с другой – практически каждый регион проводит акселерацию бизнеса, в том числе субсидирует комиссии маркетплейсов или даже помогает с описанием брендов, – сказал президент АКИТ Артём Соколов.

Торговые центры, которые раньше ломились от покупателей по выходным, пустеют. Но конец эпохи ТЦ предрекают уже не первый раз. Сбудутся ли эти прогнозы теперь?

По словам гендиректора компании «IDEM – консультанты по торговой недвижимости» Екатерины Гресс, пандемия подтолкнула онлайн-торговлю к развитию, так как в неё стали включаться те слои населения, которые ранее отрицали этот сегмент рынка.

– В условиях пандемии, совершив одну-две покупки, люди поняли, что этот инструмент работает и не представляет условной угрозы, поэтому сместили часть своих интересов в сектор онлайн-покупок, – считает она.

Что чаще всего покупали россияне онлайн в первые 9 месяцев 2021 года (по информации АКИТ)

Цифровая и бытовая техника 24,7%

Мебель и товары для дома 15%

Одежда и обувь 13,8%

Продукты питания 9%

Товары для красоты и здоровья 7%

В новых условиях

Но ждать, что рынок полностью уйдёт в онлайн, не стоит. Для огромного количества покупателей по-прежнему важна возможность потрогать товар перед покупкой, оценить цвет глазами, получить консультацию продавца. Но торговым центрам придётся подстраиваться под новые условия.

– Концепции торговых центров, безусловно, будут меняться, – говорит Екатерина Гресс. – Коллаборации с комьюнити-пространствами, развлекательными, обучающими, досуговыми форматами будут крайне важны для их развития и привлечения потребителей.

О том, что ТЦ и рынок офлайн-торговли в целом хоронить преждевременно, говорит и статистика. По данным аналитиков сервиса «Авито. Недвижимость», в III квартале 2021 года рынок коммерческой недвижимости продолжил восстановление после серьёзных антиковидных ограничений.

В Нижнем Новгороде интерес к аренде коммерческой недвижимости увеличился на 20% за год (15% за квартал), а динамика спроса на покупку составила 7% год к году и 8% за квартал.

– Важно отметить, что на данный момент ещё рано говорить о полном восстановлении отрасли. Положительная динамика, наблюдаемая по итогам III квартала на рынке коммерческих площадей, – это результат реабилитации экономики после введения жёстких ограничительных мер весной прошлого года, когда многие компании и предприятия были вынуждены перейти на удалённый формат, а работа заведений общественного питания, розничной торговли и сферы услуг была частично или полностью прекращена, – отметил руководитель направления коммерческой недвижимости портала «Авито. Недвижимость» Тимур Зайцев.

Самыми востребованными форматами у российских предпринимателей стали помещения свободного назначения (ПСН), торговые площади и офисы. Но опять же, торговые помещения и ПСН перефокусировались на e‑commerce и сферу онлайн-услуг – всё чаще в них можно увидеть пункты выдачи интернет-заказов, постаматы и службы доставки.

– Основной задачей для предпринимателей становится поддержание высокого и стабильного клиентского трафика, поэтому арендаторы и владельцы помещений готовы более активно экспериментировать с бизнес-форматами и планировкой коммерческих площадей, сочетая преимущества онлайн-ретейла и традиционной торговли, – рассказал Тимур Зайцев.

Пандемия показала бизнесу, что важно и нужно быть гибкими. Это касается и торговли. Очевидно, что нас ждёт некая коллаборация онлайн- и офлайн-форматов. Выиграет тот, кто сможет поймать волну перемен.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::