«Портреты всегда были мне интересны»: жительница Нижнего Новгорода создаёт кукол знаменитостей
Газета "Нижегородская правда" №1 от 11.01.23
Подписка на газетуПушкин, Толстой и Есенин – прекрасная компания. Не могли встретиться? Вполне могли, если они – куклы. Сделать столь необычных обитателей интерьера решила нижегородка Ольга Балабанова. В ход пошли вязание, валяние, вышивка. А ещё – чувство юмора.
Своими стежками
Когда нашей героине было 10 лет, она увидела по телевизору передачу о золотошвейках. Их удивительные работы просто потрясли! И Ольга решила научиться вышивать так же. Но с чего начать? Мама и бабушка шили, вязали, но не вышивали. В местном ДК учили только вязать и плести макраме, а на школьных уроках труда давали лишь самые азы вышивки.
«У меня даже журналов по рукоделию не было, – рассказывает Ольга. – Да что там: в местных магазинах мулине нельзя было купить. Что-то давали знакомые из старых запасов. Но в основном на нитки распускали какие-то вещи. Так что вышивала тем, что удавалось найти».
Но дело пошло. В старших классах юная вышивальщица стала брать идеи и советы из журналов «Работница», «Крестьянка». Но в основном в помощь были собственные фантазия, терпение и старание.
Дело в шляпе
Творчество стало для Ольги и любимым занятием, и профессией – она получила диплом преподавателя декоративно-прикладного искусства.
Пространством для творчества стала собственная мастерская. Ольга начала делать шерстяные шляпки. Придумывала опять же всё сама, делала расчёты: тут столько-то петель, там столько-то рядов.
«Вязалась основа, – рассказывает мастерица. – Потом она в горячей воде уваливалась, уменьшаясь до нужного размера. В заключение шёл декор – шерстяные цветы, вышивка, украшение бисером, бусинами».
Оригинальные шляпки пришлись по душе многим модницам, тем более что Ольга с мужем показывали работы своей мастерской на выставках и фестивалях по всей России. Шляпки от нижегородской мастерицы стали носить и в других странах.
Но всё испортил коронавирус. Из-за пандемийных ограничений мастерскую пришлось закрыть.
«Но я не жалею, – делится наша собеседница. – Мастерская работала 15 лет, и заниматься головными уборами мне уже стало скучно».
Эта история закончилась. Но сразу началась другая.
Коко Шанель и Юрий Антонов
В «шляпные» времена, чтобы придать работам ещё большую индивидуальность, Ольга стала украшать их вышитыми брошами в виде букетов, птиц. Брошами она и решила заниматься, превратив теперь в мастерскую собственную квартиру.
Мы уже рассказывали о работах Ольги Балабановой в виде вышитых брошей с героями советских мультфильмов. Но идей у рукодельницы много. Она стала делать броши с портретами писателей, актёров.
«Я художник-график, – рассказывает Ольга. – Портреты всегда были мне интересны. А тут я стала рисовать их по-новому – иглой и нитью».
Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Одри Хепберн, Коко Шанель здорово смотрелись в чёрно-белом исполнении. Но на графике мастерица не остановилась – стала вышивать цветные портреты. И образов становилось всё больше.
Ольга любит читать, и отдельным направлением стали портреты писателей. Самый любимый у нашей героини – Фёдор Достоевский. Мастерица признаётся, что его портрет всегда вышивает с удовольствием.
Но по большому счёту, чьи только портреты ни выходили из-под Ольгиной иглы. Сергей Рахманинов, Юрий Антонов, Эркюль Пуаро – всех и не перечислишь.
«Нужно наблюдать за лицами, отмечать их особенности и от них отталкиваться», – объясняет мастерица.
Чайка села на голову
Ольга вышивает шерстяными нитками на шерстяной ткани. Пяльцами не пользуется.
«Беру два кусочка ткани, прокладываю между ними немного шерсти и сшиваю», – делится собеседница секретами мастерства.
Но как-то раз шерсти оказалось больше, чем нужно. Портрет получился выпуклым. Настоящая голова. А что если… Ольга сшила к ней тело. Так появилась идея делать кукол.
Кукольные тела, одежда, обувь – всё шерстяное. Ольга стала использовать ту же технологию, что при изготовлении шляпок. Из шерсти вяжется полотно, оно уваливается в горячей воде, становится похожим на войлок. Из него мастерица кроит нужные детали. Набивает кукол синтепоном или шерстяной стружкой.
Первой куклой стал Достоевский. В компанию начали добавляться Гоголь, Толстой, Тургенев, Бродский…
Ольга относится к классикам с уважением и любовью, но может и по-доброму пошутить. Например, надеть на Чехова шапку, на которую присела отдохнуть чайка. Так что получаются классики совсем не монументальными, а добрыми и тёплыми, близкими, «своими».
Слава о необычных куклах разошлась далеко за пределами Нижнего Новгорода. Пятеро писателей поселились в доме у телеведущей Елены Малышевой – Пушкин, Достоевский, Толстой, Маяковский и Марк Твен. Стали обитателями библиотеки.
Правда вот у самой Ольги кукол собственного изготовления нет.
«С идеей сделать что-то для себя пришлось распрощаться, – улыбается рукодельница. – Всё отбирают! Сделала Горького, приехала с ним на выставку, посадила рядом. Подходит женщина: «Мне бы вот эту куклу». Нет, говорю, это моя. Так она три раза ко мне подходила. На третий – чуть не со слезами: «Без Горького не уйду!». Пришлось с ним расстаться. Сделала другого – большого, около 50 сантиметров в высоту. И что же? Он теперь живёт в Нижегородском театре драмы».
Мечты сбываются
Кроме писателей получаются и другие образы. Например, «брат» Данила Багров – из эпизода, где он в очках и плаще. Но, пожалуй, самой необычной куклой стал генерал. Тут была целая история. Жена решила порадовать мужа-полковника. Он мечтал стать генералом, но звание всё не давали. Куклой он должен был предстать в генеральской парадной форме.
«Пришлось изучить все её детали, в точности их воспроизвести, – рассказывает Ольга. – Полковник оказался с юмором. Сказал жене: «Это что за художества? Ты теперь в меня иголки будешь втыкать?». А через полгода его жена сообщила мне: дали генерала!»
Необычной стала работа для актёра Виктора Бычкова – знаменитого Кузьмича из «Особенностей национальной охоты». Жена попросила сделать его в образе Дон Кихота. К слову, есть у супругов и другие Ольгины работы. Например, профессор Преображенский и Шариков.
Сама мастерица признаётся, что расставаться со своими куклами ей не жалко. Они делают чьи-то дома уютнее, дарят радость.
«Для меня это главное», – признаётся рукодельница.
И идей у нашей героини ещё немало!