Премьера балета «Золотой ключик» прошла в Нижегородском театре оперы и балета
Газета "Нижегородская правда" №74 от 20.12.23
Подписка на газетуНеобычный спектакль подарил юным зрителям под Новый год Нижегородский театр оперы и балета. Это балет «Золотой ключик», созданный на музыку композитора Мичислава Вайнберга, которого современники называли гением. С ним дружил Дмитрий Шостакович, и не просто дружил, но соревновался в написании музыки. И музыку Вайнберг действительно создавал необычную. Среди неё и балет про сорванца Буратино, который до недавнего времени ставили всего пару раз в столице.
Новые герои
Хореограф-постановщик Алессандро Каггеджи написал для балета собственное либретто, придумав новую историю, новых героев и новые реалии. Папу Карло (Дмитрий Пельмегов) из старого шарманщика он превратил в IT-инженера-робототехника, который наделяет созданного им робота Буратино (Максим Просянников) искусственным интеллектом. Для сцены первых шагов Буратино он придумал сложную хореографию, не лишённую юмора, которую сполна оценили зрители. Также он привнёс в спектакль пантомиму, с помощью которой сюжет становится понятен даже самым юным поклонникам балета.
И вот уже Карло, вручив Буратино планшет вместо азбуки, отправляет его в современную школу. Соседка по парте Артемина (Кристина Лебедева) так же, как и Буратино, не горит желанием учиться, и весёлая парочка удирает на представление в театр. Чудесный дуэт получился у Коломбины (Елизавета Каназаси) и Пьеро (Нуркубат Нурлан уулу). Их танец-соревнование с Буратино и Артеминой наполнен юмором и эффектными поддержками и сложными па. А появляющийся в самый разгар веселья Карабас (Максим Муринский) вызывает восторг у зрителей. Это настоящий величественный злой гений, умудряющийся оказываться везде и всюду.
Обаяние зла
Да и вообще самыми эффектными героями балета стали отрицательные персонажи. Любителей классической сказки и тут ждало удивление. Кот Базилио в спектакле превратился в элегантного изящного Лиса (Андрей Орлов), который, легко помахивая тростью, очаровывает всех своими манерами. Он напоминает Змея Боба Фосса в знаменитом мюзикле «Маленький принц» – такой же пластичный, гибкий, точный и совершенно неотразимый. А Лиса Алиса в этой версии стала чудесной гибкой чёрной Кошкой (Юлия Селивановская), на мягких лапках без труда завлекающей Буратино в волшебную страну. Каждое появление этой парочки вызывало оживление зале, и хлопали им просто оглушительно.
Калейдоскоп
Эффектная сценография и яркие костюмы, созданные Сергеем Илларионовым, дарят зрителям ощущение сказки и в то же время приближают действие к реальности, перенося его то в научную лабораторию Карло, то в школу, театр или заброшенный парк аттракционов. Каждая сцена продумана до мелочей. За волшебную часть действия в сказке отвечает фея Мальвина (Алиса Карпычева) и её духи-помощники (Руслан Абдрахимов и Джотаро Каназаси). Это воздушно-изящное трио своим танцем погружает зрителей в атмосферу волшебства. Раз за разом приходят они на помощь облапошенному Буратино, но и их магия небезгранична.
С помощью театра теней режиссёр показывает, как Буратино лжёт своей спасительнице, и от каждого лживого слова растёт его нос! Фея объясняет Буратино, что если он не исправится, его ждёт гибель. И он старается изо всех сил, но Лис и Кошка снова сбивают его с пути и уводят в страну… не совсем Дураков, а в «Диджиталию» – страну компьютерных игр и виртуальной реальности.
Попавшие в этот мир школьники показаны апокалиптично: очки виртуальной реальности, зомби-марионетки, цифровые аватары… Мечущийся в этом аду Папа Карло всё же умудряется вызволить сына. Вместе с добрыми волшебниками они освобождают всех детей из цифрового плена и побеждают Карабаса, который особо и не злодей…
Вот такую вот сказку рассказал Алессандро Каггеджи в надежде объяснить детям опасную привлекательность виртуального мира, в котором нет правил, запретов и авторитетов, но который слишком быстро оборачивается пленом, выбраться из которого помогает только любовь близких.
6+