Привычное дело: как пандемия изменила наш образ жизни
Газета "Нижегородская правда" №91 от 18.11.2020
Подписка на газетуРовно год назад в Китае первый человек заразился коронавирусом. С этого времени мир претерпевает глобальные изменения, которые касаются как серьёзных экономических и политических процессов, так и быта каждого человека. Ещё в первую волну пандемии мы обзавелись новыми привычками, а вторая волна фактически закрепила их как стиль жизни. И это касается не только дезинфекции рук и ношения масок.
Серьёзно изменился подход к потреблению. Коронавирус и изоляция повлияли не только на содержимое нашей потребительской корзины, но и на то, как именно мы её наполняем. Мы собрали топ‑5 потребительских привычек, которые теперь прочно вошли в нашу жизнь.
Переход на онлайн-покупки
Пожалуй, самая первая потребительская привычка, которая выработалась у нас, – это покупки онлайн. Если в условиях изоляции поход в продуктовый для одних стал праздником, то для других – пыткой из-за страха заразиться коронавирусом. Поэтому заказ продуктов на дом стал настоящим спасением.
К тому же торговые центры были закрыты, поэтому купить одежду или обувь, предметы интерьера, бытовую технику и многое другое можно было только в интернет-магазинах, на маркетплейсах (электронных торговых площадках).
Поэтому ничего удивительного, что доля интернет-торговли на российском рынке в первой половине 2020 года выросла с 6% до почти 11%, что аналитики называют рекордом.
По данным специалистов сервиса для интернет-торговли RetailCRM, количество онлайн-продаж бытовой техники и электроники выросло на 82%, автотоваров – на 54%, косметики – на 48%, а также больше чем на треть книг, канцтоваров и товаров для животных.
И судя по исследованию потребительских настроений The Boston Consulting Group (BFG) и холдинга «Ромир», возвращаться к традиционному шопингу российские потребители не стремятся.
– Электронная коммерция получила огромный толчок в развитии во время пандемии, – отмечает партнёр в московском офисе BCG Максим Бахтин. – На каждом этапе исследования от 15% до 27% респондентов заявляли о желании увеличить траты в данном формате, при этом сегодня уже 66% респондентов отвечают, что планируют сохранить текущий уровень онлайн-потребления. Все это явно демонстрирует значительно возросшую популярность разных форм цифровых каналов взаимодействия. Начало второй волны закрепит формирующиеся новые привычки и заставит большинство компаний пересмотреть подходы к управлению покупательскими путями.
Тотальная экономия
Как показал опрос BCG и «Ромир», около 60% опрошенных россиян ощущают финансовую незащищённость. Отсюда тренд на экономию. Потребители стремятся купить товар по наиболее низкой цене и охотятся за выгодными предложениями.
На фоне желания сэкономить растёт популярность китайских маркетплейсов.
– В этом году низкая цена стала главным критерием при выборе товаров, – говорит генеральный директор Price.ru Елена Суховей. – Из-за пандемии и снижения доходов населения усилился спрос на акции и распродажи в китайских онлайн-магазинах – относительно прошлого года он вырос на 48%. Кроме того, изменился и состав покупок: россияне стали заказывать в Китае не только традиционную мелочь, но и крупногабарит, рассчитывая существенно сэкономить и в этих категориях. Так, потребительский спрос на сварочные аппараты вырос на 74%, на пилы – плюс 43%, на газонокосилки – на 54%, заказов на лестницы стало в 10 раз больше. Интерес к стиральным машинам и кофемашинам с AliExpress увеличился на 32%, к кухонным плитам – на 46%, а к пылесосам – на 53%.
В китайские маркетплейсы россияне активно идут за обоями, мебелью, коврами, сантехникой, окнами и дверьми.
Стремление к экономии заставляет россиян пересмотреть свою потребительскую корзину. По данным BFG и «Ромир», треть опрошенных россиян намерена сократить свои расходы в таких категориях, как рестораны, предметы роскоши, кинотеатры.
По данным аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex, за год сильнее всего траты россиян снизились на аренду авто (-80%), авиабилеты (-63%), кино (-61%), а также на развлечения, книги, рестораны.
– Общий характер затрат говорит о том, что потребители распределяют расходы в пользу товаров первой необходимости, а «необязательные» покупки откладывают на потом, – говорится в исследовании Tinkoff CoronaIndex.
Рост расходов на образование и здоровье
Траты на образование за год выросли на 52%, что объясняется ростом популярности онлайн-курсов в период пандемии. Произошла серьёзная встряска на рынке труда, которая заставила кого-то получить новую специальность.
Кроме того, россияне стали больше тратить на товары для животных, спорттовары, товары для дома и ремонта.
Также выросли расходы на лекарства. И судя по опросам, россияне намерены больше тратить денег на своё здоровье, спорт, уход.
Повышение спроса на земельные участки
Если говорить о крупных покупках, то на фоне пандемии и подорожания городской недвижимости в России растёт спрос на покупку земельных участков. По данным портала «Авито. Недвижимость», число желающих приобрести землю под индивидуальное жилищное строительство стало на 43% больше по итогам третьего квартала.
– Именно дом, а не городская квартира стал актуальным форматом недвижимости во время карантина, – говорят эксперты «Авито. Недвижимость». – Тогда жители городов оценили преимущество изоляции с возможностью выхода из дома и неограниченного время пребывания на природе в рамках собственного участка или дачного посёлка, вдали от центров распространения коронавируса. Весной многие россияне стали арендовать участки с домами, чтобы не оставаться в городских квартирах, другие задумались о покупке и строительстве домов на собственной земле. Укреплению этого потребительского тренда способствует и текущее положение дел: второй виток развития получила коронавирусная инфекция, меры по борьбе с её распространением ужесточаются, а многие компании продолжают придерживаться удалённого формата работы.
Тренд на разумное потребление
Россияне перестали избавляться от вышедших из строя вещей, предпочитая ремонтировать их. По данным «Авито. Услуги», осенью этого года мелкую бытовую технику, такую как микроволновки, кухонные комбайны, блендеры, стали ремонтировать на 73% чаще, чем год назад, а холодильники, стиральные машины и прочую крупную бытовую технику – на 43%.
Переход на удалённую работу и дистанционную учёбу заставил многих реанимировать домашние компьютеры, аудиосистемы, обновить ПО. Пользователи, по данным ресурса «Авито. Услуги», стали чинить компьютерную технику на 27% чаще, чем в прошлом году.
– Осознанное потребление – один из трендов последних лет, который укрепился в пандемию, – говорит руководитель маркетинговых проектов портала «Авито. Услуги» Иван Чулков. – При наличии пары часов свободного времени, которые освободились, когда в офис ехать не нужно, и возможности найти мастеров недалеко от дома на онлайн-платформах ремонт техники перестал казаться сложной задачей. Рост спроса стимулирует и увеличение количества предложений – чем больше выбор мастеров, тем легче найти «своего». Онлайн-платформы в этой ситуации дают возможность найти подработку и привлечь клиентов, а популяризация режима самозанятых, который в 2020 году распространился на новые регионы, помогает мастерам быстро зарегистрироваться в новом статусе и начать работать на себя.
Какие привычки и тренды уйдут в прошлое вместе с пандемией, а какие останутся навсегда, покажет время. Но специалисты считают, что большая часть закрепится в нашей жизни.