H
H e
S L n s
с

Привычное дело: как пандемия изменила наш образ жизни

Привычное дело: как пандемия изменила наш образ жизни

Фото: Александр Воложанин

Особо нижегородцы стали тщательно выбирать продукты в магазинах

Фотобанк
Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

Ровно год назад в Китае первый человек заразился коронавирусом. С этого времени мир претерпевает глобальные изменения, которые касаются как серьёзных экономических и политических процессов, так и быта каждого человека. Ещё в первую волну пандемии мы обзавелись новыми привычками, а вторая волна фактически закрепила их как стиль жизни. И это касается не только дезинфекции рук и ношения масок.

Серьёзно изменился подход к потреблению. Коронавирус и изоляция повлияли не только на содержимое нашей потребительской корзины, но и на то, как именно мы её наполняем. Мы собрали топ‑5 потребительских привычек, которые теперь прочно вошли в нашу жизнь.

Переход на онлайн-покупки

Пожалуй, самая первая потребительская привычка, которая выработалась у нас, – это покупки онлайн. Если в условиях изоляции поход в продуктовый для одних стал праздником, то для других – пыткой из-за страха заразиться коронавирусом. Поэтому заказ продуктов на дом стал настоящим спасением.

К тому же торговые центры были закрыты, поэтому купить одежду или обувь, предметы интерьера, бытовую технику и многое другое можно было только в интернет-магазинах, на маркетплейсах (электронных торговых площадках).

Поэтому ничего удивительного, что доля интернет-торговли на российском рынке в первой половине 2020 года выросла с 6% до почти 11%, что аналитики называют рекордом.

По данным специалистов сервиса для интернет-торговли RetailCRM, количество онлайн-продаж бытовой техники и электроники выросло на 82%, автотоваров – на 54%, косметики – на 48%, а также больше чем на треть книг, канцтоваров и товаров для животных.

И судя по исследованию потребительских настроений The Boston Consulting Group (BFG) и холдинга «Ромир», возвращаться к традиционному шопингу российские потребители не стремятся.

– Электронная коммерция получила огромный толчок в развитии во время пандемии, – отмечает партнёр в московском офисе BCG Максим Бахтин. – На каждом этапе исследования от 15% до 27% респондентов заявляли о желании увеличить траты в данном формате, при этом сегодня уже 66% респондентов отвечают, что планируют сохранить текущий уровень онлайн-потребления. Все это явно демонстрирует значительно возросшую популярность разных форм цифровых каналов взаимодействия. Начало второй волны закрепит формирующиеся новые привычки и заставит большинство компаний пересмотреть подходы к управлению покупательскими путями.

С продуктовых полок быстрее всего исчезает товар по акции. Покупка обуви, одежды и техники для многих теперь немыслима в отсутствии скидок.

Тотальная экономия

Как показал опрос BCG и «Ромир», около 60% опрошенных россиян ощущают финансовую незащищённость. Отсюда тренд на экономию. Потребители стремятся купить товар по наиболее низкой цене и охотятся за выгодными предложениями.

На фоне желания сэкономить растёт популярность китайских маркетплейсов.

– В этом году низкая цена стала главным критерием при выборе товаров, – говорит генеральный директор Price.ru Елена Суховей. – Из-за пандемии и снижения доходов населения усилился спрос на акции и распродажи в китайских онлайн-магазинах – относительно прошлого года он вырос на 48%. Кроме того, изменился и состав покупок: россияне стали заказывать в Китае не только традиционную мелочь, но и крупногабарит, рассчитывая существенно сэкономить и в этих категориях. Так, потребительский спрос на сварочные аппараты вырос на 74%, на пилы – плюс 43%, на газонокосилки – на 54%, заказов на лестницы стало в 10 раз больше. Интерес к стиральным машинам и кофемашинам с AliExpress увеличился на 32%, к кухонным плитам – на 46%, а к пылесосам – на 53%.

В китайские маркетплейсы россияне активно идут за обоями, мебелью, коврами, сантехникой, окнами и дверьми.

Стремление к экономии заставляет россиян пересмотреть свою потребительскую корзину. По данным BFG и «Ромир», треть опрошенных россиян намерена сократить свои расходы в таких категориях, как рестораны, предметы роскоши, кинотеатры.
По данным аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex, за год сильнее всего траты россиян снизились на аренду авто (-80%), авиабилеты (-63%), кино (-61%), а также на развлечения, книги, рестораны.

– Общий характер затрат говорит о том, что потребители распределяют расходы в пользу товаров первой необходимости, а «необязательные» покупки откладывают на потом, – говорится в исследовании Tinkoff CoronaIndex.

Рост расходов на образование и здоровье

Траты на образование за год выросли на 52%, что объясняется ростом популярности онлайн-курсов в период пандемии. Произошла серьёзная встряска на рынке труда, которая заставила кого-то получить новую специальность.

Кроме того, россияне стали больше тратить на товары для животных, спорттовары, товары для дома и ремонта.
Также выросли расходы на лекарства. И судя по опросам, россияне намерены больше тратить денег на своё здоровье, спорт, уход.

Повышение спроса на земельные участки

Если говорить о крупных покупках, то на фоне пандемии и подорожания городской недвижимости в России растёт спрос на покупку земельных участков. По данным портала «Авито. Недвижимость», число желающих приобрести землю под индивидуальное жилищное строительство стало на 43% больше по итогам третьего квартала.

– Именно дом, а не городская квартира стал актуальным форматом недвижимости во время карантина, – говорят эксперты «Авито. Недвижимость». – Тогда жители городов оценили преимущество изоляции с возможностью выхода из дома и неограниченного время пребывания на природе в рамках собственного участка или дачного посёлка, вдали от центров распространения коронавируса. Весной многие россияне стали арендовать участки с домами, чтобы не оставаться в городских квартирах, другие задумались о покупке и строительстве домов на собственной земле. Укреплению этого потребительского тренда способствует и текущее положение дел: второй виток развития получила коронавирусная инфекция, меры по борьбе с её распространением ужесточаются, а многие компании продолжают придерживаться удалённого формата работы.

Тренд на разумное потребление

Россияне перестали избавляться от вышедших из строя вещей, предпочитая ремонтировать их. По данным «Авито. Услуги», осенью этого года мелкую бытовую технику, такую как микроволновки, кухонные комбайны, блендеры, стали ремонтировать на 73% чаще, чем год назад, а холодильники, стиральные машины и прочую крупную бытовую технику – на 43%.

Переход на удалённую работу и дистанционную учёбу заставил многих реанимировать домашние компьютеры, аудиосистемы, обновить ПО. Пользователи, по данным ресурса «Авито. Услуги», стали чинить компьютерную технику на 27% чаще, чем в прошлом году.

– Осознанное потребление – один из трендов последних лет, который укрепился в пандемию, – говорит руководитель маркетинговых проектов портала «Авито. Услуги» Иван Чулков. – При наличии пары часов свободного времени, которые освободились, когда в офис ехать не нужно, и возможности найти мастеров недалеко от дома на онлайн-платформах ремонт техники перестал казаться сложной задачей. Рост спроса стимулирует и увеличение количества предложений – чем больше выбор мастеров, тем легче найти «своего». Онлайн-платформы в этой ситуации дают возможность найти подработку и привлечь клиентов, а популяризация режима самозанятых, который в 2020 году распространился на новые регионы, помогает мастерам быстро зарегистрироваться в новом статусе и начать работать на себя.

Какие привычки и тренды уйдут в прошлое вместе с пандемией, а какие останутся навсегда, покажет время. Но специалисты считают, что большая часть закрепится в нашей жизни.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::