Пряничные домики от «Марьи-искусницы»: жительница Лыскова учит всех желающих рукоделию
Газета "Нижегородская правда" №97 от 09.12.2020
Подписка на газетуПряничные домики самых разных форм и размеров, фигурки из джута, оригинальная настенная ёлка из обычных палок, украшенная новогодними гирляндами и игрушками. Дом 67‑летней жительницы Лыскова Антонины Валентиновны Носко как большая праздничная мастерская: идёт подготовка к новогодней выставке в районном центре народных промыслов, ремёсел и туризма «Рассвет». Атмосфера волшебства витает в нём с первых чисел декабря.
В ожидании сказки
От трёх маленьких каминов в комнате очень уютно. И неважно, что сделаны они из картонных коробок: умелые руки и неуёмная фантазия мастерицы передают тепло даже от напечатанных на принтере язычков пламени, и кажется, ты слышишь, как потрескивают в каминах настоящие ветки.
– Все кружки нашего центра «Рассвет» будут демонстрировать свои изделия на выставке «В ожидании сказки», вот и я готовлюсь, – поясняет хозяйка. – Сейчас, поскольку отношусь к людям возрастной категории 65+, нахожусь на больничном, зато есть время сделать что-то интересное.
В районном центре народных промыслов, ремёсел и туризма «Рассвет» Антонина Валентиновна уже три года руководит кружком вышивки лентами «Марья-искусница». Но одной вышивкой дело не ограничивается. Бывает, приносят с собой отрез материи: «Мне внучке платье нужно сшить, поможете?» Как говорит Антонина Валентиновна, ей и самой скучно заниматься чем-то одним, постоянно в поиске новых видов творчества: освоит что-нибудь в интернете и своих учеников научит.
Большим спросом, например, пользуются её уроки по картонажу – особой технике изготовления изделий из картона с их последующим оформлением. Объёмные фигуры – мельницы, колодцы, фигурки животных, обмотанные джутовым шпагатом, – прекрасные сувениры или подарки на праздник. Сама Антонина Валентиновна сейчас работает над большой композицией – макетом архитектурного ансамбля с собором, который находится рядом с центром «Рассвет».
– В обед выхожу на улицу, всё рассматриваю, запоминаю, фотографирую с разных точек, потом понемногу воспроизвожу, – делится мастерица. – А дети больше всего любят коняшек делать – это объёмные 3D-лошадки, которые делаются без картонной основы, из любых ниток.
Старинный замок в палисаднике
Рукоделие Антонина Валентиновна полюбила с детства, когда мастерила игрушки для младших сестры и брата. Не раз оно спасало её потом от уныния, помогало пережить трудные времена.
– Я родилась в посёлке Ялокша, где жили лесоразработчики, сейчас на этом месте уже лес вырос, – рассказывает она. – Мой папа был водителем лесовоза. Помню, что там была даже подвесная железная дорога, больше я такого нигде не встречала. В 9‑й класс я пошла уже в Лыскове. Окончив школу, год проработала в сельской библиотеке в деревне Плотинки, а потом потянуло меня в дальние края, в Казахстан.
Там Антонина Валентиновна вышла замуж, родились две дочки. Работала сутки через трое, дом, маленькие дети, но с рукоделием не расставалась никогда. Оно же помогло воспитывать девочек, приучать их к труду, к внимательности, терпению.
– Водить детей в кружки было далеко, и я всему учила их сама, – вспоминает она. – Полезные советы находила в журналах.
Выписывала «Работницу», «Крестьянку», «Селянку». Сейчас вся информация в интернете есть, а тогда они мне очень помогли. Дочки выросли, и у нас с ними благодаря рукоделию много общих интересов. Как встречаемся, делимся, какие материалы купили, что сейчас мастерим.
Из Казахстана Антонина Валентиновна вернулась в Лысково в лихие девяностые, одна с двумя детьми. Устроилась управляющей складом мороженого. Работа по 12 часов в день, без выходных, всегда на холоде – и зимой, и летом минус 18. Отдушиной было рукоделие.
– Это как зов крови: если заложено в тебе, то всё время хочется мастерить, – считает она.
Одна из её работ – полуразрушенный замок, который из камней и цемента она создала в своём палисаднике. Строила по-настоящему – с фундаментом, стяжкой. И сейчас, 15 лет спустя, замок является маленькой местной достопримечательностью.
Баба Мороз
А ещё в шкафу у Антонины Валентиновны ждёт своего часа сшитый ею лет восемь назад костюм Деда Мороза. С этим костюмом у неё связано много приключений – и весёлых, и трогательных.
– Когда старшая дочь в школе училась, я была бессменным Дедом Морозом на всех ёлках. И вот захотелось мне снова в этой роли побыть. Сшила костюм, купила конфет, пряничков напекла, и приехали с дочкой и зятем в больницу с поздравлениями. Как нас встретили – до сих пор без слёз вспоминать не могу! Вручаю одной бабушке свой пряник, а она заплакала, как будто никогда в жизни сладкого не ела…
Она вспоминает, как изумлённый народ собирался и фотографировал, когда она в этом наряде толкала застрявшую в снегу машину. Как обе полосы трассы вставали, чтобы пропустить необычного пешехода. Как ей сигналили все автомобили, когда возвращалась после праздника на работу с мешком, в котором была её куртка.
– У меня за эти два километра рука махать всем устала, – признаётся она. – Людям так хочется праздника и новогоднего волшебства. И так приятно его дарить.
Антонина Валентиновна – счастливая бабушка четырёх внуков. Для них она готова творить 24 часа в сутки. Может всё – от скромных поделок до новогодних нарядов и военной формы. А когда она надевает костюм Деда Мороза, они называют её Баба Мороз.