Размах финансового мошенничества в пандемию приобрёл угрожающие масштабы
Газета "Новое дело" №2 от 20.01.2022
Подписка на газетуМошенничество стало одной из самых обсуждаемых тем 2021 года. С каждым годом аферисты придумывают всё новые и новые способы обмана людей, а в период пандемии вариантов стало ещё больше. Мы поговорили с журналисткой Натальей Халезовой, раскрывающей мошеннические схемы в своём интернет-канале «Меня не обмануть!», и расспросили её о самых распространённых способах обмана нижегородцев.
Идея родилась
Наталья Халезова – финансовый журналист, директор коммуникационного агентства АКС и член Общественного совета при УМВД по Нижнему Новгороду. Весной 2020 года, в самом начале пандемии, ей пришла в голову идея создать на платформе Яндекс.Дзен канал, чтобы рассказывать о разных схемах мошенников и помогать людям не попасть в них.
– В пандемию проблема финансового мошенничества приобрела угрожающие масштабы – мошенники начали буквально атаковать всех, пользуясь тем, что в сложное время люди растеряны и доверчивы, – рассказала Наталья. – В Нижегородской области зарегистрирован шквал обращений обманутых жителей. Нанесённый нижегородцам ущерб исчисляется десятками миллионов рублей. Я как журналист и член Общественного совета городской полиции часто общаюсь с жертвами мошенников, пишу статьи, консультирую. Я знаю, что найти и наказать афериста, а тем более вернуть деньги очень сложно! Поэтому самое важное – предупреждать об опасности. Так и родилась идея создать канал «Меня не обмануть!».
Изначально стояла задача – рассказывать о том, как не попасть в ловушку и распознать обман в разных сферах жизни. Затем пошли обращения от пострадавших. Наталья начала искать юристов, готовых бесплатно проконсультировать жертв мошенников и сама помогала составлять претензии в разные ведомства. Разбираться в ситуациях помогают в городской полиции. Постепенно канал стал разрастаться – теперь это ещё и статьи в разных СМИ, уроки для школьников и студентов, выступления на радио и телевидении.
– С пострадавшими мы порой проходим все этапы разбирательства. Есть успешные судебные дела, истории, когда получалось вернуть деньги. Были ситуации, когда удалось предотвратить обман. Это сначала я хотела просто предупреждать людей, а когда стали обращаться жертвы мошенников, поняла, что могу реально помогать. Пожалуй, сейчас это уже не просто канал, а большой проект финансового просвещения и противодействия мошенничеству «Меня не обмануть!», – делится Наталья.
Однако на этом она останавливаться не собирается. В ближайшее время с нижегородским вузом планирует провести конкурс для студентов – попробуют игровой формат. Правда, не хватает рук – проект волонтёрский, в основном Наталья занимается им одна. Информационную поддержку оказали в Волго-Вятском ГУ Банка России, эксперты, но их мало.
За последнее время аудитория канала выросла в семь раз, за месяц статьи «Меня не обмануть!» прочитали более 90 тысяч человек, что только подчёркивает – людям тема очень интересна и важна.
Популярный обман
Самой разорительной схемой в 2021 году стала схема, в которой лжесотрудник банка сообщает жертве, что от его имени подана кредитная заявка. Человек говорит, что никаких обращений не отправлял, тогда ему звонят из юридического отдела банка, затем из полиции и просят предотвратить действия мошенников и помочь раскрыть обман.
– Лжеполицейский представляется именем реального сотрудника, называет табельный номер, убеждает, что сведения о человеке разгласил сотрудник банка, – рассказывает Наталья Халезова. – Чтобы вывести его на чистую воду и закрыть заявку, нужно оформить «зеркальный кредит» и перевести деньги на специальный счёт. Речь настолько грамотная, что у человека не возникает сомнений, что звонит сотрудник банка или правоохранитель. Жертвы не только переводят свои сбережения и оформляют займы, но и порой остаются без жилья.
Например, схема «Мама, я попал в ДТП», жертвами которой чаще всего становятся пожилые люди. Недавно в Нижнем поймали мошенника, который обманывал пенсионеров под этим предлогом. По словам пожилой женщины, ей позвонили и объявили, что внучка спровоцировала ДТП – нужны деньги, чтобы закрыть дело. Она собрала все сбережения, заняла у соседей и передала курьеру.
Кстати, те, кто перевозит свёртки с деньгами (чаще всего таксисты) порой даже не догадываются, что стали соучастниками преступления. В редких случаях они понимают, что связались с мошенниками, и обращаются в полицию.
– Мошенники могут звонить с реальных номеров родственников, – объясняет автор проекта. – Откуда узнают телефоны? Покупают в даркнете базы данных операторов, выясняют, кто с кем общается, с помощью компьютерной программы подменяют номер. Дальше – дело техники.
Кстати, «подмена номера» – вполне легальная услуга. Человек видит телефон родственника, берёт трубку, слышит, что случилось страшное, и почти уверен, что говорит с близким человеком.
– Моей маме звонил такой мошенник, и ей показалось, что голос очень похож на голос моего брата. Мама сразу связалась с сыном и поняла, что её обманывают, – рассказывает эксперт.
Как объясняет Наталья, проблема людей, которые попали в ловушку, в том, что они не успели вовремя нажать на кнопку и сделать перерыв, чтобы подумать.
Чаще всего, по иронии судьбы, в ловушку попадают именно те люди, которые слишком уверены – их-то никогда не поймают, они все схемы знают. Излишне самоуверенные решают продолжить разговор с мошенником, чтобы вывести его на чистую воду и в итоге сами попадаются. Как предупреждает, эксперт, важно сохранять бдительность и помнить, что абсолютно любой человек может стать жертвой мошенников.
Самые распространённые способы
Наиболее подвержены влиянию мошенников две группы людей – пенсионеры и молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет.
Пожилым людям звонят из банков, полиции, Следственного комитета и просят посодействовать в поимке мошенника.
– И они откликаются, так как они ответственные и добропорядочные. Они готовы оказать помощь следствию, поймать преступника. К тому же их убеждают ничего не рассказывать родственникам под предлогом неразглашения конфиденциальной информации. В Москве женщина, чтобы помочь полиции, выбросила с балкона миллион рублей. Хорошо, что мошенник далеко не убежал и его поймали. Практически по такой же схеме злоумышленники убедили дочь Валерия Чкалова перечислить 23 млн рублей и были тоже пойманы, – рассказала Наталья Халезова.
Часто именно пожилых людей обманывают с выплатами компенсаций – объявляют, что им положены дополнительные выплаты (от правительства, Пенсионного фонда, соцзащиты и т.д.). Могут подойти на улице, позвонить по телефону. Пенсионеры проходят по ссылкам в мессенджерах или электронных письмах, сообщают свои банковские данные и остаются без сбережений.
Ещё один ставший популярным вид мошенничества – лжекоммунальщики. Они могут раскидывать в почтовые ящики фальшивые квитанции на оплату газа. Законопослушные пенсионеры эти квитанции покорно оплачивают. Иногда фальшивые коммунальщики просто приходят к пенсионерам под предлогом почистить вентиляцию или проверить газовое оборудование.
– Они ведут себя очень агрессивно, вымогают деньги, – рассказала Наталья. – Люди готовы заплатить, лишь бы такие «коммунальщики» ушли из их квартиры.
Однако пенсионеры – далеко не единственные жертвы мошенников. Сейчас участились случаи обмана молодых людей. Они чаще всего попадают в интернет-ловушки. Это могут быть покупки на «Авито», когда продавец просит для согласования деталей заказа перейти в мессенджеры. Перейдя по присланной ссылке, покупатель теряет все деньги с карты.
Молодые люди часто оказываются жертвами сайтов-двойников по доставке пиццы. Они оплачивают заказ картой, после чего остаются и без денег, и без еды. Поэтому очень важно при оформлении подобных заказов тщательно проверять адрес сайта.
А самая опасная схема – подработка «Тайный покупатель». Под предлогом тестирования услуг финансовых организаций жертву вынуждают оформлять на себя кредит.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как мошенники крадут деньги пенсионеров.