Русское дело: за что на самом деле дрались наши предки на Куликовом поле
Газета "Новое дело" №36 от 14.09.23
Подписка на газетуИсполнилась очередная годовщина легендарной Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года. Как известно, в ходе этой битвы русские дружины под водительством московского князя Дмитрия Ивановича, позже прозванного Донским, разгромили войска Золотой Орды, которыми командовал хан Мамай. Официально считается, что именно эта битва положила начало свержению ордынского ига – хотя и растянулось это свержение ещё почти на 100 лет…
Но есть историки, прежде всего из Татарстана, которые выступают категорически против такой трактовки событий. По их словам, в средневековой Руси пресловутого татаро-монгольского ига никогда не было! Мол, древние русские княжества, раздираемые междоусобицами, чуть ли не добровольно в XIII веке подчинились громадному государству монголо-татарских кочевников под названием Золотая Орда.
Хан Золотой Орды считался царём над русскими князьями, он их казнил и миловал, но в целом их взаимоотношения, по заверению татарских исследователей, были добрососедскими. Особенно сильно эти союзнические отношения проявились во время знаменитой Куликовской битвы 1380 года…
Князь в законе?
По словам этих учёных, московский князь Дмитрий Донской действительно вывел войска на Куликово поле, но вовсе не против владычества Золотой Орды, а лишь против мятежного хана Мамая, незаконно захватившего ордынский трон. Дело в том, что Мамай был не из знатного рода, а на трон взошёл только потому, что в Орде начались раздоры между претендентами на ордынскую корону. Этим Мамай – всего лишь один из татарских военачальников, и воспользовался.
Но мало кто в Орде признал его власть, Мамаю долгое время пришлось вести напряжённую борьбу с другими соперниками. Самым опасным из них стал хан Тохтамыш, прямой потомок Чингисхана. Он собрал вокруг себя большинство татарских родов. В общем, хану-самозванцу приходилось очень несладко. А в 1380 году дань ему отказалась платить вассальная Москва. Мамай решил наказать её, собрав мощное по тем временам войско – очевидно, чтобы другим вассалам было неповадно поднимать мятежи.
Любопытно, но татар в мамаевой армии было не более трети, а остальные части этой «рати» были представлены конными отрядами среднеазиатских эмиров, головорезами из числа различных горских народов Кавказа и даже наёмниками из католической Италии – закованными в латы пехотинцами, набранными в крымских колониях купеческой Генуи.
Именно итальянцы едва не решили ход Куликовской битвы в пользу Мамая, проломив оборону русских дружин, – ситуацию спас засадный княжеский полк, который в критический момент обрушился на врага с тыла и в обратил «мамаеву рать» в повальное бегство.
Это стало концом и для Мамая – вскоре остатки его войск были уничтожены Тохтамышем в сражении близ современного Мариуполя. Сам хан бежал к своим друзьям-итальянцам в Крым, где был предательски задушен.
Воцарившись в столице Орды, городе Сарае, хан Тохтамыш поспешил отправить в Москву дружественное посольство с извещением об уничтожении их общего врага Мамая и о принятии им, Тохтамышем, власти над Золотой Ордой. Дмитрий принял послов с большой честью и отпустил их с дорогими подарками, признав верховную власть нового хана.
Не на жизнь, а на смерть
Таким образом, если верить историкам из Татарстана, получается, что Куликовская битва не имела никакого отношения к освободительной борьбе русского народа, а была лишь сражением с одним из ордынских ханов. Но так ли это на самом деле? И вообще, к версии о договорённости между Донским и Тохтамышем возникает множество вопросов.
Как быть с нашествием татар на Москву в 1382 году, которое случилось спустя всего два года после сражения на Куликовом поле? Почему же хан Тохтамыш, которому московский князь оказал вроде бы бесценную услугу, однажды разозлился на своего вассала и дотла сжёг будущую российскую столицу?
На мой взгляд, ответ может быть только один – Куликовская битва была затеяна русскими вовсе не в угоду Орде и её законным (или незаконным) владыкам, а действительно являлась восстанием русского народа против иноземного владычества ордынских ханов!
Да, в XIII столетии раздробленная Русь была завоёвана пришедшими из степей кочевниками и приняла вассальную зависимость от Золотой Орды, чьи владыки по своей прихоти могли грабить, убивать русских людей или уводить их в рабство. Такое подчинение, конечно же, не было добровольным. Оно не основывалось ни на политических, ни на религиозных, ни на этнических, ни на каких-либо других принципах.
Для русских монголо-татары были чужаками-захватчиками, чьё иго, по меткому выражению одного русского дореволюционого историка, буквально иссушало душу русского народа. И когда ханский престол захватил мятежный Мамай, московский князь Дмитрий воспользовался этим обстоятельством, чтобы нанести Орде чувствительный удар на Куликовом поле. Вот что по этому поводу написал исследователь того времени Антон Горский:
«Открытое неподчинение Орде, переросшее в вооружённую борьбу с ней, произошло в период, когда власть попала в руки нелегитимного правителя Мамая. Разгромив узурпатора, Дмитрий фактически оказал (не желая того, разумеется) Тохтамышу услугу, облегчив ему приход к власти…
Только когда Тохтамыш понял, что воодушевлённые Куликовской победой москвичи не собираются выполнять вассальные обязательства (при том, что формально великий князь признал хана сюзереном), он решил прибегнуть к военной силе, чтобы заставить Дмитрия соблюдать их».
В 1382 году Тохтамыш пришёл на Русь с карательной экспедицией и сжёг Москву дотла. Это военное поражение русских ещё надолго отсрочило свержение ига. Но, пишет Горский, «отношение к иноземной власти после Куликова поля изменилось: стало очевидным, что при определённых условиях возможно её непризнание и успешное противостояние Орде».
Нижегородский фактор
И ещё об одном мифе, гуляющем вокруг событий 1380 года. Якобы воины из Нижегородской земли не участвовали в Куликовской битве. Вот какое мнение изложил один историк: «Великим княжеством Нижегородско-Суздальским правил тесть Дмитрия Московского – Дмитрий Константинович. Конечно, Москва рассчитывала на помощь нижегородцев. Но в Куликовской битве нижегородские силы участия не принимали, что стало следствием в том числе систематического разорения нижегородских земель в предшествующие годы».
Да, отдельного нижегородского полка в составе общерусского войска на Куликовом поле не отмечено. Но нижегородцы в различных документах упоминаются в числе павших. Как установил в своё время видный историк, профессор Валерий Павлович Макарихин, на Куликовом поле было не менее 50 нижегородских бояр – а это не просто отдельные персоны, за каждым из них стояли целые дружины. Почему же тогда не был сформирован отдельный Нижегородский полк? Сложно сказать.
Скорее всего, на боеспособности Нижегородского княжества действительно сказались систематические разорения наших земель. И прежде всего неудачная битва на реке Пьяне в 1377 году, когда татары разгромили объединённое нижегородско-московское войско во главе с сыном Дмитрия Константиновича – княжичем Иваном Дмитриевичем. В битве погибли и сам княжич, и почти все русские дружинники, а Нижегородское княжество подверглось страшному опустошению, включая и сам стольный город. Поэтому, когда в 1380 году прозвучал клич Дмитрия Донского, серьёзных сил у нижегородского князя просто не было. По всей видимости, Дмитрий Константинович разрешил нижегородцам вступать в московское войско, говоря современным языком, в частном порядке. Вот так и появились в московских полках те самые 50 бояр вместе со своими людьми…
…В общем, именно на Куликовом поле русские люди после столетия национального унижения поверили в свои силы. Поэтому Куликовская битва осталась в народной памяти настоящей легендой наряду с Ледовым побоищем или Бородинским сражением. «На Куликово поле вышли владимирцы, москвичи, суздальцы, нижегородцы, а вернулись оттуда русские люди», – поведал о значении сражения историк Лев Гумилёв.
Думаю, что лучше об этом и не скажешь…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как Иван Грозный провёл свою антитеррористическую операцию.