Шифоновые миражи: как пенсия стала временем творческого расцвета для двух подруг
Газета "Нижегородская правда" №69 от 15.09.2021
Подписка на газетуНаталья Коротенко и Анна Моделкина шить любили всегда. Но полностью смогли посвятить себя любимому делу, только когда завершили трудовую деятельность. Сейчас их работы в технике пэчворк и лоскутной живописи выставляются в разных городах и странах.
Лоскутные часы и не только
Наталья Коротенко и Анна Моделкина познакомились на курсах по лоскутному шитью шесть лет назад и с тех пор стали лучшими подругами. Ровесницы, обе по образованию архитекторы, только учились в разных вузах. Обе до выхода на пенсию работали на нижегородских заводах. Анна – на авиационном заводе в отделе главного архитектора. Наталья была профсоюзным лидером одного из цехов ГАЗа, потом трудилась в соцзащите и в администрации Автозаводского района.
– Моя бабушка шила, и я, глядя на неё, тоже, – вспоминает Анна Моделкина. – Мне нравилось собирать вместе с ней лоскутные одеяла: разложим кусочки ткани на полу и стегаем их руками. В советское время, когда сложно было что-то найти в магазинах, я шила себе наряды, выкройки брала из известного журнала «Бурда». Когда наступил пенсионный возраст и вырос сын, появилось свободное время для себя. И я решила осуществить свою давнюю мечту – заниматься лоскутным шитьём. Пошла на курсы Татьяны Рытовой. Её главное увлечение – лоскутные сумки. Мне, правда, тогда хотелось шить одеяла, но когда я увидела, как она делает сумки, тоже увлеклась.
Теперь Анна шьёт лоскутные сумки и одеяла, ланчматы (сервировочные салфетки), игрушки, создаёт изделия для домашнего уюта. Одна из самых необычных её работ – лоскутные часы с настоящим механизмом: стрелки двигаются, показывают время. Работы Анны побывали на выставках «Душа России» в Суздале и в Гатчине, на ежегодном международном фестивале лоскутного шитья в Нижнем Новгороде «ВолгаКвилт и Книт», который проводится с 2014 года.
– Пэчворк, или квилт, – многогранный вид деятельности, – говорит она. – Кроме традиционного лоскутного шитья, которое делается на машинке, есть японский пэчворк, есть импровизационное шитьё. Хотелось попробовать себя и в одном, и в другом, и в третьем. Прошла онлайн-курсы японского пэчворка: его особенность в том, что это только ручная работа – ручная аппликация, ручная стёжка. Для этого вида шитья и ткань нужна особая – японский хлопок, предназначенный именно для ручного шитья. А импровизационный квилт – как рука возьмёт, здесь строчка может быть любой – и машинной, и художественно кривой.
Акварель из лоскутков
Наталья Коротенко тоже любила шить с детства, и также не хватало времени на любимое увлечение.
Выйдя на пенсию, посвятила своё свободное время шитью в стиле лоскутная живопись. Этому новому направлению обучилась на специальных онлайн-курсах.
– Работаю по методике, разработанной известным российским мастером Любовью Лежаниной, – рассказывает Наталья. – Сначала создаётся подмалёвок картины, только вместо красок используются лоскутки. Потом всё выстрачивается предварительной стёжкой и затем специфической художественной.
После прорисовки нитками разных оттенков получаются очень необычные объёмные полотна – это настоящие картины, только вместо красок используются ткани.
Изображениям можно даже придавать выпуклость с помощью специальной техники – трапунто. Это как объёмные мазки у живописца.
Такая техника шитья требует терпеливости и большой точности.
– Больше всего я люблю работать в акварельной технике, – признаётся Наталья. – Для этого использую лёгкие ткани – шифон, органзу. Например, в работе «А просто летний дождь прошёл» краски большого пиона словно размываются, как под дождём.
К истокам женской силы
Названия её работ сами по себе как маленькие произведения искусства: «Солнечный клоун», «К истокам женской силы», «Принимающая вибрации земли». Последняя – по мотивам работ современной русско-египетской художницы Галлы Фаттах. Водоворот золотых бликов, экспрессия ярких красок и графическая тонкость линий завораживают, и передать это буйство красок и одновременно загадочность лоскутками ткани – сложнейшая задача. На лоскутной картине в синих, золотых, коричневых тонах – негритянка на фоне миражей, в которых угадываются очертания тигра, пальм, песка, воды.
– Больше всего я люблю работать по картинам современных художников, но перед этим обязательно спрашиваю у них разрешение, – поясняет Наталья.
Ещё одна картина, на которую она спрашивала согласие автора, – «Ноябрина», сделанная по мотивам работы художника Андрея Симакова. Эта лоскутная работа выставлялась в апреле этого года на выставке «России женская душа» в рамках IX Квилтфеста в Москве.
А работа «Божья птица» сделана по фотографии неизвестного арзамасского автора: отражение собора в воде, по которой ходят голуби. Даже не верится, что тончайшие нюансы цвета переданы десятками разноцветных лоскутков.
Сейчас Наталья Коротенко продолжает заниматься в онлайн-группе «Лоскутные живописцы», которая насчитывает около 100 мастериц лоскутной живописи из разных городов и стран.
Её работы побывали на выставках в Японии, Белоруссии, Казахстане, а также в 17 российских городах, включая Нижний Новгород, Москву, Санкт-Петербург, Пермь и другие.