Столичная постановка «Пиковой дамы» появилась в репертуаре Нижегородского театра оперы и балета
Газета "Нижегородская правда" №59 от 05.10.2022
Подписка на газетуЗнаменитая постановка Большого театра «Пиковая дама» в трактовке Валерия Фокина теперь будет идти на сцене Нижегородского театра оперы и балета. Им театр открыл сезон и поразил зрителей размахом и необычностью постановки, автор которой – режиссёр Большого театра Игорь Ушаков. Декорации и костюмы приехали из столицы на шести фурах, и сотрудникам театра пришлось провести большую работу, чтобы вписать их в маленькую нижегородскую сцену.
Чёрно-белое
Всё действие проходит на мостике с ажурными перилами, закреплённом на гигантских колоннах. Художник-постановщик спектакля Александр Боровский показал и Петербург, и героев оперы через отражения.
Поделённое надвое пространство – это и мостик, и его отражение в воде, и два этажа особняка, ограниченные гигантскими колоннами. Герои блуждают по этому мостику туда-сюда, символично не находя выхода из этого замкнутого пространства.
Свет и тьма, жизнь и смерть, правда и ложь – вся двойственность бытия заложена в этой декорации.
Свет выстроен таким образом, что персонажи выглядят как силуэты, поэтому спектакль напоминает гравюры, посвящённые Петербургу. В чёрное одеты практически все герои. Спектакль построен на минимуме действия и максимуме эмоций, на сцене царят минимализм и условность. Тут нет ни бокалов с шампанским, ни карточного стола. Артисты изображают всё это с помощью пантомимы, не забывая при этом о своих вокальных партиях.
Самый динамичный эпизод спектакля – балетная часть «Пастораль» с милыми пастушками и пушистыми картонными овечками. Но и тут всё очень сдержанно в плане цвета, от неброских костюмов героинь до чёрного сюртука Миловзора, партия которого и в Нижнем досталась даме. Впрочем, в списке её исполнителей и дирижёр-постановщик спектакля Дмитрий Синьковский, так что у поклонников оперы есть шанс увидеть его не только за дирижёрским пультом, за которым он тоже разыгрывает свой не менее выразительный спектакль. Оркестр La Voce Strumentale под его руководством идеально исполнил музыку Чайковского, делая акцент на малейших нюансах.
От Достоевского до Булгакова
В спектакле очень интересные актёрские работы. В партии Германа на премьере был приглашённый солист Мариинского театра, солист театра Геликон-опера Иван Гынгазов, который исполнил не просто вокальную партию, а глубокую драматическую роль. В этом спектакле Герман – не военный в идеально сидящем мундире, а странноватый, задумчивый, русский духом юноша, обликом напоминающий то ли князя Мышкина, то ли Раскольникова. И в его визите к графине есть много от Достоевского и его героев. И это очень неожиданное прочтение.
Изначально, как и все, Герман в чёрном, но когда мёртвая графиня является ему в белом, он раздевается и… остаётся в рубахе и подштанниках. Неожиданно видеть, как главный герой раздетым, со свечой в руке мечется по Петербургу, словно булгаковский Иван Бездомный. В таком же виде он отправляется на последнее свидание с Лизой и является в игорный дом. А к финалу, в подштанниках и треуголке, превращается в карикатурного Наполеона из сумасшедшего дома. И всё это – с безукоризненным вокалом и с полным оправданием каждого действия своего персонажа.
Очень нежная, трепетная и вокально чудесная получилась Лиза – Екатерина Ясинская. Она идеально показала судьбу героини, точно расставляя музыкальные акценты и позволяя зрителю предчувствовать трагический финал. Очаровательна Полина Дарьи Телятниковой, глубоким и вызывающим сочувствие показан князь Елецкий у Тигрия Бажакина, с огромным юмором исполнил партию Томского Константин Сучков. Все вместе они соткали эффектное полотно характеров, расцветившее черно-белый образ спектакля.
Три карты успеха
Но самой яркой стала графиня. Если ещё 10 лет назад оперные театры критиковали за то, что партии молодых красавиц в них пели возрастные актрисы, то сегодня ситуация изменилась. И на этот раз роль мистической старухи исполнила молодая и прекрасная Наталия Ляскова. Её тонкие длинные пальцы словно ловят в воздухе ушедшую молодость и призрачную красоту. Чувственные интонации певица блестяще сочетает с командными нотками, которые приводят зал в оцепенение. Уверенно и легко ведёт она свою партию, переплетая живое и потустороннее, а знаменитая ария о прошлом очаровывает своей силой и трепетом. Партия одновременно живая и мистическая, и Наталия отыгрывает её на все сто не только вокально, но и драматически очень убедительно.
В итоге получилась очень необычная опера, быть может, немного статичная, но раскрывающая чувства, отлично сыгранная и спетая, которая обязательно принесёт театру не одну награду.