Святое дело: в Курмыше восстанавливают храм Рождества Пресвятой Богородицы
Газета "Нижегородская правда" №83 от 03.11.2021
Подписка на газетуАлександрина Вигилянская – жительница Москвы. Филолог и сценарист. Преподаёт русский язык французам в лицее при посольстве Франции. Ещё совсем недавно она и представить не могла, как круто изменится её жизнь, что при первой же возможности она будет мчаться из столицы в Нижегородскую область – в село Курмыш Пильнинского района и в рабочей одежде убирать мусор, носить кирпичи. И всё для того, чтобы восстановить местную святыню, с которой, как оказалось, её связывают кровные узы.
Тайны прошлого
Местом притяжения стал храм. Точнее то, что от него осталось после переделки в клуб. Александрина узнала, что её прапрадед был здесь настоятелем. С тех пор восстановление храма стало главным делом её жизни. И помощь пошла со всей страны, что наша героиня называет настоящим чудом.
Всё началось несколько лет назад, когда Александрина поняла, что мегаполис стал слишком давить, хочется куда-то на простор. Она стала путешествовать на машине. Тянуло к простым пейзажам, к старине. И захотелось больше узнать о себе самой – о своих предках. Искала, собирала сведения по крупицам в архивах, литературе. То, что выяснила, потрясло: её дедом с пятью приставками «пра» был святой праведный Алексей Бортсурманский. Его канонизировали в 2000 году. Его правнук – священник Алексей Вигилянский – был настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Курмыше. Не отправиться после этого в Пильнинский район Александрина просто не могла…
Оказалось, что от былого величественного храма Рождества Пресвятой Богородицы мало что осталось. Его закрыли в 1937‑м. Колокольню, купола – всё снесли. В алтаре сделали кочегарку. До 2017 года здесь был Дом культуры.
– Начиналось с того, что я просто пришла с веником, тряпками и мешками для мусора в разорённый и захламлённый бывший клуб, – вспоминает Александрина. – Села у расстроенного пианино на театральной сцене. Хотелось плакать.
К показавшейся многим странной москвичке присоединился местный житель Александр Назаров.
– Мы стали вместе мусор выгребать, – сегодня уже с улыбкой вспоминает наша героиня. – Женя Палачёв, Алексей Бухтеев – помощников у меня становилось всё больше.
Ломали перегородки, возведённые для клубных помещений, убирали сцену, счищали штукатурку, скрывавшую древнюю роспись. В мае 2018 года храм заново освятили. И с тех пор работа здесь не прекращается.
Имена на кирпичиках
Александрине удалось за символическую сумму купить в Курмыше старый дом.
– У меня здесь и штаб, и музей, – улыбается наша собеседница.
Музей начал собираться из предметов, которые попадались во время работы: старинные ключи, монетки, подковы, а то и вещи загадочного назначения, например, на крыше трапезной под слоем земли нашли множество горшочков и кувшинчиков – не то лампадки-светильники, не то ëмкости для масла. Может, когда-то давно их спрятали специально? Пока не ясно.
Постепенно восстановление храма превратилось в настоящее народное движение. Стали приезжать люди из разных городов. Пошли пожертвования. На кирпичики, купленные на эти деньги, Александрина наносит имена жертвователей: Анна, Ольга, Николай, Артемий, Римма, Мария – их очень много.
– Под жужжание гравировальной машинки я как будто общаюсь с невидимыми помощниками и благодарю их, – признаётся наша героиня. – Кто по 500 рублей перечисляет, кто по 100. Любое пожертвование для нас важно и ценно. Однажды я рассказала о восстановлении храма по радио. После этого мне позвонила пожилая женщина, жительница Москвы. Сказала, что хочет сделать пожертвование, попросила приехать. Я приехала. И она передала 200 тысяч рублей. Как это назвать? Настоящее чудо.
Главное задание
Денег на восстановление храма нужно много.
– На исследование грунта потребовалось 110 тысяч рублей, – продолжает Александрина. – Пять месяцев собирали. На ремонт кровли нужно 700 тысяч рублей. Пока собрали только 450 тысяч…
Но Александрина признаётся, что никогда не унывает. Благодаря восстановлению храма произошло столько встреч! Рядом теперь архитектор из Нижнего Новгорода Виктор Коваль и ещё очень много людей, на которых можно положиться.
– Помогает руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Григорий Меламед, он в кратчайшие сроки утвердил наш проект реставрации, – рассказывает героиня.
Возрождающийся храм в Курмыше стал чудесным образом притягивать самых разных людей. Этим летом, например, приезжала художница-француженка Лоранс Гийон. Давала уроки местным детям. В храме и вокруг него – снова жизнь.
– Часто так бывает: что-то делаешь и не знаешь, нужно ли это или совершаешь бессмысленные усилия, – рассуждает Александрина Вигилянская. – Здесь у меня такого нет. И эта уверенность – великое счастье. Я чувствую, что восстановление храма – это как задание мне. И значит, всё получится.