Театр Вахтанга: как советские актёры превращались в русофобов
Газета "Новое дело" №2 от 19.01.23
Подписка на газетуМеня поразила реакция ряда наших центральных СМИ на смерть грузинского актёра Вахтанга Кикабидзе. Ладно, если бы просто ограничились констатацией факта его ухода из жизни. Так нет – дали душещипательные некрологи. Мол, ушёл один из титанов советской культуры, замечательный человек, великий артист и т.д. И никто из этих плачущих авторов не вспомнил, что Кикабидзе был ярым ненавистником нашей страны и завзятым русофобом!
Напомню, что этот человек публично проклял Россию ещё в 2008 году, когда случилась война с Грузией из-за проблемы Южной Осетии. Грузия тогда разорвала дипломатические отношения с Россией. А само это мероприятие в Грузии сопровождалось настоящей истерикой со стороны грузинской культурной элиты. Самым вопиющим стало именно выступление бывшего советского артиста Вахтанга Кикабидзе, который наговорил в адрес России таких гадостей, каких мы не слышали даже от наиболее оголтелых западных русофобов.
Кляня миротворческую операцию наших войск в Южной Осетии и в Абхазии, престарелый Мимино призвал своих соотечественников… уничтожить нашу страну. Вот его слова: «Надо найти способ покончить с Россией – в этом нам должен помочь Запад». После чего демонстративно отказался ездить в Россию со своими концертами. И вплоть до своей кончины Кикабидзе являлся активистом грузинской русофобской партии «Единое национальное движение»…
Шашлык, вино и Мимино
А после 2014 года Мимино зачастил на бандеровскую Украину, где выражал полную поддержку украинским националистам и даже фотографировался на фоне памятника Степану Бандере. Мало того, он говорил о том, что обязательно принял бы участие в карательных акциях на Донбассе в качестве добровольца, если бы ему было не 82, как сейчас, а, например, 42. При этом всячески поносил президента России Владимира Путина, называя его «политиком чёрной силы» и «гнусным захватчиком».
Но может, это была только горячая обида за грузино-российский военный конфликт? Отнюдь, густо поливал он грязью и советское прошлое. Вот что говорил он в 2018 году в интервью Жанне Немцовой, дочери Бориса Немцова (материал вышел под заголовком, который говорил сам за себя: «Вахтанг Кикабидзе: «Я ненавижу герб Советского Союза»):
«Немцова: – Когда распался Советский Союз, как вы к этому отнеслись?
Кикабидзе: – Очень обрадовался. Даже стол накрыл. Ребята сидели, гуляли и очень сильно напились тогда, я помню… Никто не верил, что эту гидру репрессий удастся раздавить! Я охотно признаюсь, что всегда ненавидел проклятый СССР, и даже сам его герб. Я ненавижу герб Советского Союза, серп и молот… Серп и молот – это какими же плоскими мозгами надо было обладать, чтобы такой герб выдумать и столько лет под ним жить! Это всё было связано с, извините за выражение, хреновой жизнью этой огромной страны».
И ведь так говорил человек, который свою известность получил исключительно благодаря советскому кинематографу и советской эстраде!
К большому сожалению, стоит признать, что мы сами оказались виноватыми в явлении Кикабидзе-русофоба, потому что это явление стало прямым следствием близорукой политики советского руководства, которое вместо того, чтобы заставить начальников и интеллигенцию из национальных республик напряжённо работать над общегосударственными задачами, предпочло подкупать их различными подачками и благами…
Та же Грузинская Советская Социалистическая Республика широко поддерживалась мощными денежными дотациями из Москвы (зачастую за счёт российских регионов). Средняя заработная плата здесь была гораздо выше, чем по стране в целом. Москва же целиком финансировала и строительство грузинской промышленности, и создание местной культуры, и систему высшего образования (грузины имели наибольший процент выпускников вузов на сто человек населения, по сравнению со всеми прочими советскими республиками).
Словом, грузинской элите оставалось только жить в своё полное удовольствие. Кстати, этот факт сегодня, хоть и не всегда охотно, признают и современные грузинские историки. А такое праздное существование всегда рождает совершенно нереальную самооценку – мол, все грузинские достижения достигнуты не благодаря Москве, а исключительно – «деяниям» элиты. Отсюда делался ещё более радикальный вывод – можно было бы жить ещё лучше, если бы не мешали «русские оккупанты».
И яд русофобии пополз по коридорам грузинской власти, проник в среду местных учёных-гуманитариев, артистично-богемной тусовки. Именно эта среда провоцировала рядовых грузин на различные антироссийские акции, которые наблюдались в советские годы, вроде массовых выступлений студентов в конце 70‑х годов, когда демонстранты требовали изъять из республиканской Конституции положение о русском языке как втором государственном…
Партком закрыт – все ушли к нацистам
А когда рухнул Советский Союз, именно грузинская советская элита возглавила возрождение независимой Грузии под знамёнами русофобии. Кстати, в это же русло вполне логично легла и русофобия людей типа Кикабидзе, поскольку деятели грузинской культуры всегда шли рука об руку с грузинским начальством, являясь его своеобразным идеологическим подспорьем…
В этом плане мне очень понравилось мнение писателя из Луганска Глеба Боброва, который хоть и очень резко, но вполне справедливо заметил:
«СССР в промышленных масштабах надувал через соломинку в ж… всех этих сынов гор, тундр, азиатских степей, прибалтийских пляжей и прочих нацменьшинств, не особо заморачиваясь вопросами культурного качества избранников из малых народов. И вот так Кикабидзе с его попсовой песенкой про «читу-гриту», ролью в когда-то смешной комедии про нацменов и ещё несколькими ролями вдруг заделался культовой фигурой советско-российской культурки. И это при том, что в голове у него изначально водилось то же дерьмо, какое сегодня водится у среднестатистического украинского нацика с поправкой на грузинский бэкграунд»…
Впрочем, так обстояло дело с деятелями культуры не только Грузии, но и других республик, паразитировавших на нашей стране не менее, чем Грузия. В прошлом году в материале «Бесславные ублюдки» я подробно писал о том, как отставные советские актёры с Украины ныне стали ярыми националистами – например, бывшая народная артистка СССР Ада Роговцева. Она сегодня активно поддерживает не просто киевскую хунту, но и откровенных отморозков из запрещённой в России организации «Правый сектор»…
Знаете, когда я об этом узнал, то поначалу не поверил. Ведь как же так – обласканная в советские годы всеми партийными вождями, любимица Леонида Ильича Брежнева и Юрия Владимировича Андропова, лауреат всевозможных государственных и прочих премий, да ещё секретарь первичной организации КПСС в Киевском театре имени Леси Украинки – и вдруг такая ярая украинская националистка?!
Но оказалось, что Роговцева не просто дружит с правосеками, не просто выступает с благотворительными концертами перед нацистами, но и активно финансирует их карательные подразделения на Донбассе, а ещё всячески поносит Россию. К примеру, в интервью различным украинским СМИ Ада Роговцева много говорила о том, что Россия, оказывается, веками угнетала украинскую культуру, что русские всегда относились к украинцам как к людям второго сорта, что россияне якобы зомбированы антиукраинской пропагандой, что восставший Донбасс надо давить безо всякой пощады, поскольку это, мол, исконно украинская земля…
Но более всего, как и в случае с Кикабидзе, потрясают её опусы про советское прошлое, которое-де «проводило геноцид украинского народа»! И ведь ЭТО несёт бывший театральный парторг, которого это самое «проклятое» прошлое вынесло на самые вершины актёрской славы! Да и кем была бы Роговцева без Советского Союза? Третьесортной актриской провинциальной украинской сцены! Кем она, собственно, и была до того, как её пригласили сниматься в своих фильмах российские (а вовсе не украинские!) кинорежиссёры.
Ведь именно главные роли в таких российско-советских фильмах, как «Вечный зов» и «Укрощение огня», сделали её той самой Адой Роговцевой, которую мы ещё не так давно знали и которая до 2014 года, безо всякого сожаления за «загубленную» украинскую культуру, успешно зашибала деньгу в российской сериальной киноиндустрии. А сегодня она всё это цинично променяла на «славу» украинской неонацистки…
Как Будулай хотел резать русских
Не менее «славный путь» прошла и другая известная «советская звезда», на сей раз из Молдавии, по имени Михай Волонтир. Всесоюзную славу этому местечковому актёру принесли две кинодилогии – «В зоне особого внимания» и «Ответный ход», а также «Цыган» и «Возвращение Будулая». В первой дилогии о советских десантниках Волонтир сыграл прапорщика Волентира, во второй – близкого по культуре для молдаван цыгана, участника Великой Отечественной войны.
Но вот пришла перестройка, и в 1990 году Будулай стал депутатом Верховного Совета Молдавской ССР. И сразу же наружу попёрло его гнилое нутро – актёр стал радикальным молдавским националистом, активистом местного «Народного фронта». Он резко обрушился на «русских оккупантов», которые якобы помешали его родине стать «великой и могучей». Вот только одно из его тогдашних выступлений в стенах молдавского парламента :
«Русские оккупанты – убирайтесь вон из Молдовы. Чемодан – вокзал – Россия. Угнетателям и поработителям не место в нашей стране. Объединение с Румынией – это наш единственный путь. Оккупантов – гнать и резать».
Как раз такие призывы и привели в 1992 году Молдавию к войне с многонациональным Приднестровьем, которое не захотело ни мириться с молдавскими нациками, ни присоединяться к Румынии. Ответственность за сотни убитых и покалеченных на этой войне русских, молдаван, украинцев и представителей других народов республики лежит в том числе и на бывшем советском актёре Волонтире, который, кстати, так и не покаялся за свои кровожадные призывы…
Говорят, за яростную русофобию Волонтира не только выбрали депутатом, но и дали должность режиссёра театра. Однако от наказания свыше он не ушёл – он очень тяжело заболел и почти ослеп. И сразу оказался никому не нужен: ни единомышленникам из «Народного фронта», ни молдавским, ни румынским властям, которым Будулай клялся в политической верности. Так бы и помер всеми забытый, если бы… не добрая русская душа!
Какие-то доброхоты тогда кинули по России клич – мол, умирает всеми любимый «всесоюзный цыган». Русские актёры и зрители быстро собрали нужную сумму, и Будулай поехал лечиться в Москву, операцию ему провели в Санкт-Петербурге. Говорят, что это лечение позволило Будулаю протянуть ещё почти 10 лет…
Нет, я не хочу осуждать наших людей, поступивших, конечно же, по-христиански, скинувшись «цыгану» на лечение. Но я решительно не понимаю общественную реакцию на его смерть, наступившую в 2015 году. Тогда в нашей стране чуть ли не траур хотели объявить. И только очень немногие российские СМИ призвали быть сдержанными в оценках личности Михая Волонтира. Так, издание «Крымское эхо» раздражённо заметило:
«Он умер, и понеслись по русской земле тысячи охов «каких людей теряем, очень жаль». Причём у доморощенных поклонников русофоба ничего не ёкало – «подумаешь, русских ненавидит и убивать призывал, но у него ж такие роли классные!»…
…Увы, сегодня ситуация почти точь-в-точь повторяется уже с Вахтангом Кикабидзе – стоит буквально всероссийский плач по его советским ролям и песням, и почти не вспоминаются его русофобские выходки. Да, признаем горькую истину – у многих из нас оказалась очень короткая память. А это плохо для будущего страны. Потому что национально-забывчивый и не уважающий себя народ никто и никогда уважать не будет – ни в политике, ни в экономике, ни в культуре…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, какие были допущены ошибки при создании Советского Союза.