Теория и практика: страницы биографии заслуженного тренера РСФСР Вениамина Крылова
Газета "Нижегородский спорт" №38 от 29.09.2021
Подписка на газету60 лет назад он тренировал футболистов «Торпедо», защищавших честь ГАЗа, затем долгое время работал с «Волгой». Как игрок выступал в классе «Б» за «Крылья Советов» – имелась в Горьком такая команда. Можно сказать, это был наш человек, хотя проживал он в Москве. Как раз 29 сентября, в день выхода очередного номера «Нижегородского спорта», исполняется 100 лет со дня рождения Вениамина Петровича Крылова.
Участник одной войны, свидетель другой
В Красную армию его призвали в 1940‑м: повестку прислал Таганский райвоенкомат. А через год 19‑летний связист Веня Крылов оборонялся от фашистов на Смоленском рубеже. Потом были битва за Москву, Брянская операция, Белорусский фронт. За образцовую службу его наградили боевыми медалями и орденом Отечественной войны первой степени. В честь 40‑летия Победы Вениамину Петровичу вручили такой же юбилейный орден – второй степени. А свой ратный путь он закончил в Польше. Затем его дивизию направили на переформирование в Саратовскую область, откуда младшего лейтенанта Крылова демобилизовали в 1946 году. Вспомнив довоенную молодость, Вениамин опять вышел на футбольное поле.
Не думал он тогда, что снова окажется на войне. Однако до и после работы в горьковской «Волге» её главный тренер находился в Северном Вьетнаме – возглавлял там сборную страны. За это ему присвоили Героя Труда – одно из высших званий республики.
Форвард московского «Локомотива» и сборной СССР Валентин Бубукин в своей книге «Вечнозелёное поле жизни» вспомнил и Вьетнам, где он тоже трудился, и Крылова. «В своё время Вениамин действительно получил там за тренерство Героя. Он работал в период военных действий, американских бомбёжек. Вокруг поля футболисты, каждый себе, вырыли окопы. Круглые, метра по полтора глубиной. И когда была тревога, игроки разбегались, прыгали в эти траншеи и головы убирали. Потом отбой, свисток – и опять все на поле…»
Кстати, мы видели эту награду, когда, будучи в Москве по делам, навещали Петровича. Мы – это ответственный секретарь «Горьковской правды» Эвальд Кессарийский и автор этих строк. Я был так, сбоку припёка, а мой попутчик раньше нашёл с хозяином общий язык: обозревая футбол в «Ленинской смене», он писал для молодёжной газеты отчёты о матчах «Волги».
Игрок «Крыльев», тренер «Торпедо»
Эта команда представляла авиационный завод, когда спортклуба «Полёт» ещё не было. В 1949 году «Крылья Советов», основанные до войны, выступали в третьей зоне класса «Б» вместе с футболистами нашего «Торпедо» и дзержинского Завода имени Свердлова. Тогда и появился в Горьком Вениамин Крылов. Он сыграл за «Крылья» всего восемь матчей и уже в то время присматривался к тренерской работе. Тяготел к теории игры, на эту тему позднее даже написал книгу. Столичное издательство «Физкультура и спорт» выпустило её 60‑тысячным тиражом как пособие для сельских коллективов.
Когда реформировали советский футбол, число участников чемпионата СССР увеличилось почти вдвое. В турнир сильнейших были включены представители почти всех союзных республик, в том числе бакинский «Нефтяник». Во главе этой команды поставили мастера спорта Крылова. Ему помогал Тофик Бахрамов, которому на время пришлось оставить судейство.
«Командирский» дебют Вениамина Петровича не удался: «Нефтяник» занял предпоследнюю, 21‑ю позицию. А горьковские торпедовцы как раз искали руководителя. Так через 12 лет бывший игрок вернулся в наш город тренером. Специалист из Москвы принял команду, которая входила во второй эшелон. Звёзд с неба не хватала, но сюрприз преподнести могла. Например, автозаводцы отметились домашней победой над кировским «Динамо», лидером второй зоны РСФСР (в том сезоне там выступали 13 команд). Приятно удивил даже не сам выигрыш, а счёт – 3:0! Три очка из четырёх возможных коллектив Крылова набрал во встречах с казанской «Искрой» (с 1964 года – «Рубин»), которая финишировала в этой зоне на третьей позиции. «Динамо» и занявшая второе место калининградская «Балтика» заработали в первенстве 1961 года по 32 очка в 24 матчах, у «Искры» было 31, у «Торпедо» – 23. Газовская дружина остановилась на седьмой строчке турнирной таблицы. Шестой с 26 баллами стала сормовская «Ракета».
«Торпедо» и «Ракета» вскоре объединились, в 1963 году на их базе возникла «Волга». Правда, без Крылова. Он возглавил её летом 1967‑го, когда команда находилась в хвосте второй группы класса «А». Правой рукой Вениамина Петровича стал Семён Гурвиц, тот самый, который был у него «волнорезом» в полузащите «Торпедо». Однако на тренерском мостике они не сработались. В межсезонье Семён Мейлерович улетел из Горького в Красноярск, чтобы встать у руля «Рассвета», выступавшего в том же дивизионе.
«Волгой» руководил шесть лет
Директор завода «Красное Сормово» Михаил Юрьев являлся страстным футбольным болельщиком. По возможности не пропускал ни одного домашнего матча «Волги», часто «со свитой» заходил в раздевалку, чтобы подбодрить ребят перед игрой или поблагодарить по окончании победного матча. Второй по значимости дивизион был настоящим фундаментом для команд высшей лиги. Проводились игры между сборными подгрупп и зон, на смотрины съезжались представители ведущих клубов, которые выбирали игроков. Эта модель приносила плоды. Поэтому руководители на местах были заинтересованы в футболе, считали его важным социальным явлением. И доплачивали игрокам, как это делал тот же Юрьев.
Пользуясь его поддержкой, наставник «Волги» пошёл на резкое омоложение состава. Под сокращение попали некоторые возрастные игроки, которые, естественно, остались этим недовольны. Также против Крылова были настроены те, кому он мешал перейти в более сильные клубы. Впрочем, случалось и обратное, особенно в первое время. Например, Вениамин Петрович отпустил Бориса Игнатьева в Махачкалу, Владимира Белякова – в Москву, легко расстался с Борисом Батановым, когда его позвал к себе в помощники возглавивший столичное «Торпедо» Валентин Иванов. Хотя эти футболисты, включая 33‑летнего Батанова, позже – тестя знаменитого хоккеиста Игоря Ларионова, могли ещё поиграть в Горьком.
Наибольшего успеха при Крылове «Волга» добилась в чемпионате‑1968, когда стала четвёртой в третьей подгруппе второй группы класса «А» (соответствие нынешней не делимой на зоны ФНЛ‑1). По итогам двухкруговой борьбы 21 команды квартет лучших был таким: «Уралмаш» (Свердловск) – 58 очков, «Спартак» (Орджоникидзе) – 50, «Динамо» (Махачкала) – 50, «Волга» (Горький) – 48. В нашей атаке достойно выглядели однофамильцы Фомины – Константин и Николай, Юрий Аникин, молодой Александр Щербаков и зрелый Валентин Филякин, который, забив 12 мячей, стал лучшим бомбардиром команды. Он отдал ей семь лет, уйдя из московского «Торпедо». К слову, именно зиловцев Крылов пригласил в том сезоне на товарищеский матч, который хозяева выиграли – 1:0. Гол забил Николай Фомин, а за мудрым Эдуардом Стрельцовым присматривал Николай Таничев. После этой победы вдохновлённая «Волга» пошла вверх в турнирной таблице.
Стоит заметить, что часть сезона‑1967, как раз перед приходом в «Волгу», Вениамин Петрович отработал в столичном «Торпедо», ассистируя Николаю Морозову. Тому самому, под началом которого сборная СССР заняла четвёртое место на чемпионате мира 1966 года в Англии.
Читал помощнику лекции на ночь
В беседе со знатоком нижегородского футбола Григорием Гусевым заслуженный тренер РСФСР Альберт Елизаров вспоминал: «Я начинал свою деятельность под руководством Вениамина Петровича, тогдашнего старшего тренера «Волги». Он считался в отечественном футболе одним из лучших теоретиков. И часто, когда мы жили на сборах или в гостинице в одном номере, Крылов читал мне поздно вечером лекции о тактических построениях отечественных клубов и, самое главное, зарубежных (где только в ту пору он эти сведения брал?): от «Гурника» из польского городка Забже до итальянского «Торино», мадридского «Реала» и даже уругвайского «Пеньяроля». Я в то время молодой и легкомысленный был – мне от таких бесед спать хотелось. Если же я дослушивал лекции Вениамина Петровича до конца и не просыпался от его окрика: «Альберто, сормовская шпана, спишь!», то «Волга» играла удачно. Со временем приходилось ради этого бороться со сном. И те лекции Крылова не пропали для меня даром».
Добавим, что Альберт Елизаров работал в «Волге» трижды: дважды – тренером, а ещё – начальником команды. Вениамину Крылову он помогал в чемпионатах страны 1968 – 1970 годов.
В 1971‑м горьковчане пробились в тройку лучших команд третьей зоны второй лиги чемпионата СССР. В двухкруговом соревновании участвовали 20 клубов. Подопечные Вениамина Крылова, положив в свою копилку 46 очков, пропустили вперёд «Автомобилист» из Нальчика (55) и «Дружбу» из Майкопа (48). Спустя год они снова поднялись на третье место, только в четвёртой зоне, где были собраны 19 клубов. «Волгу» (45 очков) опередили грозненский «Терек» (51) и «Динамо» из азербайджанского Кировабада (46). Ещё через год наши футболисты стали в своей зоне седьмыми среди 18 команд, однако финиш был уже без Крылова. Получилось так, что Вениамин Петрович трудился в Горьком с июля 1967‑го по июль 1973‑го.
Владимир Молчанов