Тонкая кость: мастерица из Варнавина поделилась секретами уникального промысла
Газета "Нижегородская правда" №63 от 25.08.2021
Подписка на газетуГрань между ремеслом и искусством очень тонка. Мастер пересекает её, когда, работая над изделием для практического применения, получает то, что радует глаз, сердце и душу. Заслуженный художник РФ Нина Павловна Михайлова проработала на Варнавинской фабрике резьбы по кости 30 лет, потом ещё 16 лет – в студии резьбы по кости И. Г. Воскресенского в деревне Булдаково.
Костяные ножи с рукояткой в форме медведя, шкатулки, панно – из её рук не выходит двух одинаковых изделий, в каждом что-то своё, необычное, неповторимое. И сейчас, уже будучи на заслуженном отдыхе, приходит она на своё рабочее место в студию, чтобы создать очередной шедевр из кости.
Чёрные ночи Варнавино
Работа костореза достаточно пыльная. Но мастер не замечает мелкого, как мука, осадка, высверливая ажурную рукоятку костяного ножа при помощи бормашины – наподобие тех, какими лечат зубы дантисты.
– Насадки и приспособления на бормашину делаем сами, – поясняет Нина Павловна. – В зависимости от плотности материала дорабатываем изделия резцами и пилками. Самая податливая кость – мамонтовая, ископаемая. Самая твёрдая – моржовая. Чаще всего приходилось работать с животной костью (из конечностей крупного рогатого скота), реже – с рогом лося, китовыми позвонками.
Нина Павловна родом из города Новодвинска Архангельской области. Именно в этих северных краях берёт начало косторезное ремесло: первые холмогорские резчики по кости упоминаются в писцовой посадской книге 1622 – 1626 годов.
В искусство резьбы по кости она влюбилась в 7‑м классе.
– В 13 лет поехала на экскурсию на местную фабрику резьбы по кости – меня взяли как фотографа, я хорошо снимала, ходила в кружок фотографии, – рассказывает она. – Мне так понравилось, что, вернувшись домой, сразу сказала маме: я знаю, куда поступать! Проблем с поступлением не было: хорошо рисовать я умела с детства, всегда в школьных редколлегиях была.
В 1975 году, окончив Ломоносовское художественное училище и получив диплом специалиста-костореза, Нина Павловна приехала на недавно открывшуюся Варнавинскую фабрику резьбы по кости. Поначалу юную северянку неприятно поразили наши чёрные августовские ночи.
– На севере всё лето ночи светлые, – поясняет она. – Я тогда подумала, что здесь надолго не останусь – зачем мне эти чёрные ночи? Но вскоре полюбила Варнавино – за красоту реки Ветлуги, за тишину. Я не люблю шумных мегаполисов, не смогла бы жить в большом городе. Я и папу своего перевезла сюда – 15 лет он прожил со мной в Варнавине. А вот к огороду так и не пристрастилась – всё-таки я северный житель. Для души занимаюсь лоскутным шитьём да цветы на лоджии круглый год выращиваю.
Нина Павловна уже на заслуженном отдыхе, но о косторезном промысле не забывает, приходит на своё рабочее место в студию, созданную 16 лет назад Иваном Геннадьевичем Воскресенским. Иван Геннадьевич – продолжатель дела отца, Геннадия Юрьевича Воскресенского, возглавлявшего фабрику резьбы по кости в 70 – 80 е годы. Именно под его руководством проработала 30 лет на фабрике Нина Павловна.
Мастер, класс!
Работы Нины Павловны экспонировались на выставках в США, Франции, Швейцарии, Польше. Одна из последних – шахматы «Русские сказки» – находится сейчас на выставке в Нижегородском государственном художественном музее. Одно время Нина Павловна преподавала косторезное дело в филиале Семёновского профучилища, действовавшего при фабрике. Сейчас один из её учеников работает в мастерской резьбы по кости при Варнавинском историко-художественном музее. Здесь взрослые и дети бесплатно получают первоначальные навыки резьбы по кости. Мастерская открыта в рамках проекта «Наш гвоздь – Варнавинская кость», поддержанного Фондом президентских грантов и Фондом культуры РФ. Проект направлен на сохранение и популяризацию художественного промысла.
А основателем косторезного промысла в Варнавине был известный холмогорский художник, резчик по кости народный художник РФ Парфён Парфёнович Черникович. Его работы преподносились в дар Иосифу Сталину, Президенту США Франклину Рузвельту.
– Северная резьба более ажурная, завиток более тонкий, – поясняет Нина Павловна. – Использую её приёмы, когда, например, дубовые листья на рукоятке вырезаю.
Нож для королевы Испании
Варнавино сегодня – всемирно известный центр художественной резьбы по кости. Работы его мастеров побывали на международных выставках во Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Польше, Венесуэле. Произведения талантливого варнавинского мастера-костореза Юрия Федоровича Мишукова были представлены в Оружейной палате в Москве, на выставке российских оружейников в Париже в главном музее Франции Лувре. Одно из произведений его сына, не менее талантливого мастера Андрея Мишукова – костяной конвертный нож – был выбран Президентом РФ Владимиром Путиным в подарок для королевы Испании. Все три сына Юрия Фёдоровича являются продолжателями традиций косторезного искусства. Работы Юрия Фёдоровича Мишукова и его сына Михаила признаны национальным достоянием Российской Федерации.
Увидеть изделия варнавинских косторезов и других мастеров можно будет 28 августа на фестивале народных художественных промыслов «Варнавинская резная кость», посвящённом 50-летию косторезного промысла в Нижегородской крае. Здесь будет представлено творчество мастеров старшего и молодого поколения, пройдут авторские мастер-классы, будут работать концертная и гастрономическая площадки. Организаторы фестиваля – Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию», администрация Варнавинского муниципального района, общественная организация «Сотворчество».
Фестиваль состоится в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» и подарит нижегородцам и гостям региона возможность прикоснуться к уникальному ремеслу.
Все о реализации национальных проектов в Нижегородской области — в разделе "Нацпроекты- людям"