Учение с приключением: школьников научат безопасности с помощью виртуальной реальности
Оставленная на плите без присмотра сковорода может загореться в считаные секунды. Если масляный пожар залить водой, масло начнёт брызгать во все стороны, распространяя огонь по кухне. Погрузиться в опасную ситуацию и выбрать правильный способ действия ученики школ Нижнего Новгорода смогут на уроках ОБЖ при помощи шлема виртуальной реальности и программы, созданной нижегородскими разработчиками. В трёх нижегородских школах уже установили контент для «полного погружения».
Вместо теории – практика
Иммерсивное обучение – это метод, который использует искусственную или смоделированную среду, в которую можно полностью погрузиться и действовать по обстоятельствам. Ещё недавно подобные виртуальные интерактивные технологии были доступны только крупным компаниям: продажники, надев шлемы виртуальной реальности, оттачивали мастерство в диалогах с 3D-образами клиентов, менеджеры отрабатывали навыки управления в разных ситуациях. С нового учебного года виртуальная реальность станет одним из инструментов обучения в нижегородских школах.
Возможности нового модуля при проведении урока ОБЖ продемонстрировал в школе № 123 Ленинского района Нижнего Новгорода исполнительный директор компании-разработчика «Цифровое пространство» Михаил Евстифеев. Надев 3D-очки и взяв в руки два джойстика, можно отработать необходимую последовательность действий при пожаре в школе: нажать кнопку оповещения, связаться со службой спасения, вступить в настоящий диалог с диспетчером. А выйдя из здания, правильно ответить однокласснику, который предлагает вернуться в класс и посмотреть, что там происходит.
– Попадая с помощью VR-очков в виртуальный мир, свои знания дети могут сразу применить на практике, – поясняет представитель компании-разработчика.
Происходящее с учеником в виртуальном шлеме отражается на планшете учителя и на большом экране, на который смотрит класс.
Не наблюдатели, а участники
Для проведения тренингов ученики будут использовать шлемы виртуальной реальности, которые школа получила в рамках нацпроекта «Образование». С помощью специальных программ ребята уже путешествовали в них по музеям разных стран мира, погружались внутрь клетки и выходили в космос.
– Но при этом они были только наблюдателями, – поясняет директор школы № 123 Борис Котельников. – Новый интерактивный контент позволяет участникам не только погружаться в виртуальную реальность, но и влиять на происходящее.
Как считают специалисты, новый подход способен совершить революцию в сфере образования: он делает процесс усвоения знаний более наглядным и зрелищным. На уроках будут отрабатываться такие ситуации, как поведение при пожаре, при различных авариях, основы первой помощи и выживания в неблагоприятной среде. Модуль предусматривает порядка 16 сценариев.
– VR-технологии нужны там, где проработать тему по-другому сложно, – отметил директор школы. – Это возможность прожить ситуацию в формате квеста с погружением в серьёзные ситуации. Такие сценарии не получится разыграть на обычном тренинге в здании школы, поэтому подобные уроки могут наглядно показать детям процессы, которые другим способом визуализировать трудно. И если, не дай бог, ребёнок попадёт в такую ситуацию, он сможет быстро сориентироваться.
Мотивация учиться
Однако тренинг в смоделированной реальности – только часть урока.
– Эта разработка – целый методический комплекс, который включает в себя работу в группах, работу с манекенами, дидактические и контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации по проведению урока, – поясняет директор. – Проходить такие тренинги будут не только на уроках ОБЖ, которые начинаются с 7‑го класса, но и дети начальной школы в рамках занятий по формированию культуры безопасного поведения.
Курс ОБЖ стал первым предметом, для обучения которому будут использоваться технологии виртуальной реальности. В перспективе погружение в смоделированную реальность возможно на уроках физики, химии, биологии.
Как считают специалисты, новый подход способен совершить революцию в мире образования: он делает процесс усвоения знаний более наглядным и зрелищным. Особенности нового педагогического подхода оценил также глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. Он отметил, что главная задача проекта – это мотивация детей к образованию.
– Такой современный формат близок детям и должен сказаться на восприятии учебного материала, повысить качество образования, – подчеркнул он. – До конца года постараемся реализовать проект во всех нижегородских школах. Думаю, мы будем одними из первых, кто вовлечёт в него все городские общеобразовательные школы. Тем более разработчики наши, нижегородские.