Угощение в складчину на счастье: какие новогодние традиции есть у разных этнических групп в Нижегородской области
Газета "Нижегородская правда" №103 от 30.12.2020
Подписка на газетуГадания на воде из проруби, «выкупленной» у водяного, уличные чаепития у самовара, ряженые, прыжки через костры – у коренных народов Нижегородской области новогодние праздники сопровождаются множеством самых разных обрядов. Мы поговорили о них с представителями нескольких национальностей, исторически проживающих в нашем регионе.
У самовара по-татарски
У нижегородских татар есть старинная традиция: через полчаса после боя новогодних курантов собираться с соседями у самовара на улице. Об этом нам рассказал редактор татарской газеты Нижегородской области «Туган-Як» Олег Андержанов.
– Новый год для татар – семейный праздник, так заведено издавна, – говорит Олег Андержанов. – На столе обязательно должен быть символ богатого урожая – колоски или зерно в мисочке. А поскольку будет год Быка, зёрна обязательно должны быть ячменными. Наше традиционное новогоднее блюдо – пельмени, в этом году они должны быть с кониной. После того как ты встретил Новый год со своей семьёй, после боя курантов можно встречаться с друзьями на улице.
Ближе к часу ночи в одном из уголков улицы, обычно рядом с наряженной ёлкой, ставится стол с самоваром, включается музыка, и со всех соседних домов подтягивается народ со своим угощением – пирогами, пермячами с кониной.
– Все пьют у самовара только чай, алкоголь под запретом, ведь гуляем семьями, с детьми, – поясняет Олег Андержанов. – В эту ночь и сами взрослые превращаются в детей: катаются с горки на санках, играют в прятки, в догонялки, водят хороводы. Главное – запасти побольше воды для самовара!
Чувашское «девичье пиво»
Для чувашей новый год начинается со старинного народного праздника Сурхури. По словам президента чувашской национально-культурной автономии Нижнего Новгорода Алины Артемьевой, его обряды связаны с привлечением благополучия в семью, хорошего урожая и приплода скота в новом году.
– Название праздника дословно переводится как «овечий дух», поскольку он берёт начало от поклонения племенным духам, – говорит Алина Артемьева. – Раньше праздновать начинали в день зимнего солнцестояния, потом праздник совпал с христианским Рождеством и длился до Крещения.
Одна из самых яркий новогодних чувашских традиций – обход домов ряжеными, среди которых можно встретить и комедианта с медведем, и марийку-сваху, и торговца-татарина, и лошадь, и цыганку-гадалку. Возглавляют процессию старик с кнутом и бабка с прялкой и веретеном. Характерно, что парни изображают женские персонажи, а девушки – мужские.
А за день до Крещения молодые девушки собираются в одном из домов, пекут пироги и варят так называемое девичье пиво, все ингредиенты для которого собирают в складчину: солод, хмель, муку. По поверью такое угощение для жителей селения обеспечит счастливую жизнь на весь год.
Марийский Щорыкйол – Овечья нога
Марийцы – трудолюбивый весёлый народ. И работают, и празднуют они от души. Знаток марийской культуры, культорганизатор Черномужского Дома культуры Шарангского района Татьяна Волкова рассказала нам о древнем марийском празднике Щорыкйол, что в переводе на русский означает «овечья нога».
– Этому новогоднему марийскому празднику уже более 6000 лет, и до сих пор мы его отмечаем, – говорит Татьяна Волкова. – Он начинается, когда завершается зимний солнцеворот.
По домам в этот день ходят ряженые во главе с Васли кугыза – дедом Василием и его женой Васли кува. Одетые в старые тулупы, вывернутые наизнанку шубы, лохматые шапки, в масках, они шумно поздравляют хозяев с праздником и принимают угощения – шаньги, пура (пиво), орехи. А затем Васли кугыза просит показать своё мастерство каждого из членов семьи – связала ли хозяйка дома носки, напекла ли пирогов, всё ли отремонтировано в доме хозяином.
Щорыкйол считается и днём почитания овцы, от которой зависела жизнь крестьянина. Участники заходили в овчарню и говорили:
«Шорык йол, шочыкто» – «Овечья нога, дай расплод!»
Костры по-эрзянски
Директор Лукояновского музея эрзянской культуры Николай Аношкин поделился с нами своими детскими воспоминаниями о проводах старого года в эрзянских сёлах родного района.
– Эрзяне жгли костры и прыгали через них, – рассказывает Николай Иванович. – Вероятно, эта традиция пришла со времён празднования эрзянского Нового года в допетровские времена, когда новый год начинался 21 апреля. Особенностью эрзянских новогодних костров были «оборотни», которые бегали с факелами и разгоняли людей – хулиганили, мазали им сажей лицо, шубы.
Считалось, что после того как костры догорят, приходят «чёрные силы», с которыми встречаться нежелательно, поэтому все спешили разойтись. А после Нового года молодёжь собиралась на общую ёлку в одном из домов. Там завязывали романтические отношения, которые нередко заканчивались свадьбой.