В чем заключался феномен Адольфа Гитлера
Газета "Новое дело" №15 от 18.04.24
Подписка на газетуПримечательный юбилей грядёт 20 апреля. В этот день ровно 135 лет назад, в 1889 году, родился Адольф Гитлер – величайший злодей не только ХХ века, но и, наверное, всей человеческой истории. Мне много раз приходилось писать об этом деятеле. Сегодня же я хочу указать на один важный момент, на который профессиональные историки почему-то редко обращают внимание…
А именно – Гитлер был отнюдь не случайным политическим выскочкой и не досадным недоразумением Германии. Нет, он стал вполне закономерным порождением, и не только немецкого народа, а всего западного общества, особенно западного капитализма. Напомню, что лидер нацистов пришёл к власти именно с подачи буржуазии – на фоне Великой экономической депрессии, которая в начале 30‑х годов охватила весь западный мир. В начале 1933 года 20 промышленных магнатов – при посредничестве известного банкира Ялмара Шахта – направили германскому президенту Гинденбургу письмо, в котором потребовали назначить Гитлера рейхсканцлером. Уже 30 января того же года Гинденбург исполнил это требование. Так в Германии и была установлена нацистская диктатура…
Впрочем, Гитлера двигали не только буржуйские деньги, но и духовно-культурный мир тогдашнего западного общества.
Чистые и нечистые
Надо сказать, что Запад на рубеже XIX-XX столетий испытывал мощный духовный кризис. Ценности христианства, которое, собственно, и создало европейскую цивилизацию, с развитием образования и науки уходили на задний план. А на первый выходили альтернативные учения – от разного рода революционных теорий до неоязычества. Последнее, пропагандировавшее, по сути, племенной шовинизм, стало особенно популярно в Германии, причём ещё до начала Первой мировой войны. Поражение в войне только усилило эти настроения: часть немецкой интеллигенции ушла в своеобразное духовное подполье. Реальный мир ей заменили легенды языческих времён, когда на земле жили герои и боги, крушившие врагов германской расы налево и направо.
В германской земле Бавария местные интеллектуалы образовали мистическое общество «Туле». Своё название общество получило от легендарной земли Туле – по преданиям, в глубокой древности эта земля якобы находилась на далёком севере и считалась прародиной германской расы. Идеология общества строилась на концепции превосходства германцев над другими народами. Девизом общества было заклинание: «Помни, что ты немец! Держи свою кровь в чистоте!»
Мистики разработали теорию, согласно которой однажды миру явится вождь, который возродит новый германский рейх. Осенью 1919 года «Туле» заинтересовалось небольшой националистической группой, именовавшейся «Немецкой рабочей партией». Особенно внимание мистиков привлёк один из лидеров партии, бывший солдат мировой войны по имени Адольф Гитлер. Его яркие эмоциональные речи приводили в восторг толпы людей. Общество «Туле» делегировало в новую партию ряд своих членов. А один из лидеров общества, известный в те времена писатель-наркоман Дитрих Эккарт, свёл Гитлера с богатыми и влиятельными людьми Баварии. Именно Эккарт добыл для партии необходимую сумму денег, с помощью которых Гитлер учредил ежедневную газету «Фёлькишер Беобахтер», ставшую пропагандистским официозом нацистской партии и сделавшую немало для победы гитлеровцев на всевозможных выборах в 20 – 30‑е годы…
Важной чертой нацистской идеологии стал и лютый антисемитизм. И это тоже европейское «культурное наследие». Ненависть к евреям в Европе родилась задолго до Гитлера, в Средние века, когда Католическая церковь учила тому, что именно евреи предали Христа и возвели его на Голгофу, за что и были прокляты Спасителем. Это учение породило целую волну еврейских погромов, которые на протяжении многих веков сотрясали практически все европейские страны – от Британии с Испанией до Польши с Венгрией.
Европейский антисемитизм возродился на рубеже XIX-XX веков. Связано это было, с одной стороны, с резким усилением роли банковского капитала, где евреи играли значительную роль, а с другой стороны – с усилением мирового революционного движения, где также весомую позицию играла еврейская молодёжь из бедных и обездоленных семей. Всё это породило у европейского обывателя тревожные мысли о некоем глобальном еврейском заговоре, направленном против остального человечества.
И ведь антисемитизм охватил не только малообразованные круги, но и культурную элиту Европы! Так, в резкой неприязни к евреям признавались даже такие люди, как великий немецкий композитор Рихард Вагнер или знаменитый норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Кнут Гамсун. Так что становление Гитлера проходило в уже хорошо подготовленной антисемитской среде. В этом, кстати, он сам признавался в своей книге «Моя борьба», где красочно описывал настроения, которые витали в столице Австро-Венгерской империи Вене, куда молодой художник Гитлер приехал в поисках лучшей доли.
А окончательно гитлеровский антисемитизм сформировался уже после поражения в Первой мировой войне, которое наложилось ещё на революцию в России и на революционные события в самой Германии – большинство немцев были уверены, что всё это звенья одной цепи, что за революциями стоят евреи, которые нанесли родине «подлый удар в спину», заставив германские власти пойти на позорную капитуляцию. В стране родилось множество правых партий и движений, мечтавших о военном реванше и объединённых ненавистью к евреям. Гитлеровская партия стала лишь одной из них, хотя и самой удачливой в плане политики…
Высшие и низшие
Важную роль в нацистской идеологии, помимо шовинизма и антисемитизма, играла и доктрина о «расе господ и расе рабов». Она тоже родилась отнюдь не в мозгах Адольфа Гитлера. Как и антисемитизм, данная доктрина восходит к европейскому Средневековью, когда из католической церкви вышел протестантизм, учивший, что после смерти спасётся не тот, кто был христианским праведником, независимо от нации или личного благосостояния, а тот, кто был отмечен «благодатью божьей» ещё при жизни. То есть смог заработать много денег. При этом не важно, как именно эти деньги были заработаны – пусть даже через преступление, мол, это всё тоже «божья воля».
Кстати, именно под знаменем протестантизма началось бурное развитие западного капитализма – в том числе и через колониальные захваты. В ходе этих захватов протестантская теория была существенно доработана. Под «божью благодать» уже попадали не только отдельные люди, но и целые «христианские народы», сумевшие извлечь выгоду от захватов по переделу мира. Вот тогда и родилась расовая теория о «высших и низших народах».
Эта теория хорошо оправдывала тот массовый геноцид, который европейские колонизаторы устроили коренным народам Африки, Азии и Америки. Целые народы, миллионы и миллионы людей, исчезли тогда с лица Земли! Да что там говорить – ведь вплоть до начала XIX века европейская наука всерьёз обсуждала вопрос: являются ли негры людьми или это только разновидность африканских обезьян?!
Свой вклад в расовую теорию внесли многие европейские «научные умы». Например, французский аристократ Артюр де Гобино. В своей книге «Опыт о неравенстве человеческих рас», изданной в 1853 году, он не только рассуждал о высших расах, чью кровь следует сохранять в чистоте, но и выискивал «низшие» – и не только в Африке. Например, славян он называл «неполноценным, загнивающим народом, мешающим развитию Европы»… Но дальше всех в этом вопросе пошли британские расисты, написавшие целые тома о «расово-историческом превосходстве» англосаксов над всем остальным человечеством…
Примечательно, что всех без исключения британских расистов, которыми особо восхищался Гитлер, отличала ещё и русофобия. Так, писатель и политик Ричард Нокс требовал исключить из числа европейских народов ирландцев и русских, поскольку «ирландская и русская нации стоят на низшей ступени человеческого развития». Ему вторил известный расист Хауст Чемберлен, утверждавший, что «Россия – это новое воплощение монгольской империи Тамерлана»…
Именно эти постулаты и легли в основу гитлеровской теории о русских как нации «унтерменшей» (недочеловеков), что дало Гитлеру повод устроить нашему народу в годы Великой Отечественной войны настоящий геноцид…
Дело его живёт
Думаю, что Гитлера, рождённого и воспитанного Западом, просто однажды занесло, и он неосторожно бросил дерзкий вызов другим западным державам, за что и был уничтожен по итогам Второй мировой войны. Однако его наследие сегодняшним Западом отнюдь не забыто и даже взято на вооружение. И дело здесь не только в традициях русофобии или в поддержке разного рода неонацистов. Запад охотно пользуется принципами управления покорёнными народами, которые когда-то были разработаны именно Гитлером!
С этими принципами можно познакомиться в книге Генри Пикера «Застольные беседы Гитлера». Автор – один из гитлеровских сподвижников, который в годы Второй мировой войны записывал мысли «гениального фюрера» по самым разным вопросам жизни. В том числе и по вопросам оккупированных немцами территорий. Вот что, к примеру, говорил вождь Третьего рейха в 1942 году:
«Властвуя над покорёнными нами на восточных землях рейха народами, нужно руководствоваться одним основным принципом, а именно – сделать всё, чтобы эти народы находились на как можно более низком уровне культурного развития.
Нужно всегда исходить из того, что в первую очередь задача этих народов – обслуживать нашу экономику. И поэтому мы должны стремиться, руководствуясь экономическими интересами, всеми средствами извлечь из оккупированных русских территорий всё, что можно. Никакой самостоятельной экономики быть не должно. Промышленные товары, сбываемые туземцам, должны быть исключительно немецкого производства… Ни в коем случае нельзя предоставлять местному населению права на получение высшего образования… Туземные правители должны быть полностью нам подконтрольны»…
А теперь сравните всё это с той политикой, какая проводилась Западом в эпоху расширения Европейского союза, когда после распада советского блока ЕС стал прибирать к рукам страны Восточной и Центральной Европы. Жители этих регионов наивно думали, что со вступлением в ЕС их ждёт благоденствие на уровне основателей Союза. Однако на самом деле они нужны были только как рынки сбыта своих товаров и источник дешёвой рабочей силы, и не более того. Поэтому благоденствия тут не могло появиться в принципе – никогда метрополия не позволит своей колонии подняться до своего уровня жизни. Тем более сегодня свыше 75% экономики восточноевропейских стран контролируется иностранцами.
А при отсутствии развитой национальной экономики нет и не может быть нормальной системы высшего образования – так как выпускникам здешних вузов просто некуда приложить свои усилия. Поэтому сегодня во многих странах Восточной Европы высшее образование формально вроде бы есть, но реально их дипломы (прямо-таки опять же по рецептам Адольфа Гитлера!) абсолютно нигде не котируются.
Зато большое распространение получили курсы по изучению языка новых господ – английского. Этот язык нужен туземцам не только для того, чтобы правильно понимать команды, идущие из Брюсселя или Вашингтона, но и для поиска нормальной работы за рубежом – потому что родная страна не в состоянии обеспечить граждан ни хорошим трудоустройством, ни достойным уровнем жизни. И как результат – резкое падение уровня жизни и массовый исход населения из родной страны. Например, страны Прибалтики на сегодня лишились более трети своей молодёжи. К концу этого века, по прогнозам этнографов, латыши и литовцы вообще могут исчезнуть с карты мира…
… Очевидно, что подобной зависимости Запад желает и России. Мы сопротивляемся, в том числе и военным путём. И не приведи Боже, если духовным последователям Гитлера однажды удастся нас сломить…
Ранее сайт pravda-nn.ru писал, как на самом деле начиналась война в Афганистане.