В чём секрет феноменальной популярности куклы Барби?
Газета "Новое дело" № 31 от 10.08.23
Подписка на газетуРозовые костюмы и платья, звёзды в образах знаменитой куклы, мир цвета фуксии, шутки, мемы, сувениры – планету охватила новая волна барбимании. Поводом стал выход на большие экраны фильма «Барби». Он уже собрал в прокате больше 1 млрд долларов, лишний раз доказав, что перед нами не просто игрушка, а настоящий социально-культурный феномен. В чём же её секрет?
Кукольная революция
Вообще-то прототипом куклы, на которой выросло не одно поколение девочек во всём мире, была… проститутка. Фигуристая красотка по имени Лилли шагнула на полки магазинов Европы из мира комиксов. Истории про труженицу любовного фронта печатала в послевоенной Германии газета Bild Zeitung. В отличие от правильной доброты Барби, Лилли были присущи наглость, цинизм и беспринципность.
И, конечно, такая особа пользовалась популярностью не у детей, а у взрослых. Именно для них на волне всеобщего интереса из Лилли решили сделать куклу. Округлые формы, вызывающая одежда, яркий макияж – сексапильная игрушка заинтересовала даже мужскую аудиторию.
Необычную куклу во время отдыха в Европе приметила американка Рут Хэндлер, совладелица крупнейшей в США компании по производству игрушек «Маттел». Ей уже давно казалось, что в кукольном мире пора что-то менять. Наблюдая за своей дочерью и её подружками, она заметила, что привычные для 50‑х годов пупсы уже не пользуются популярностью. Девочки охотнее играют в простых бумажных кукол, которых можно наряжать. А тут практически то же самое можно было делать с пластмассовой игрушкой с фигурой взрослой женщины.
Вернувшись на родину вместе с Лилли, Хэндлер приступила к созданию американского аналога. Кукле дали имя Барби – в честь дочери Рут. Кстати, сейчас реальной Барбаре Хэндлер 82 года, и она даже сыграла в новом фильме про куклу в честь самой себя эпизодическую роль. Именно она говорит главной героине: «У людей есть только один конец. Зато идеи живут вечно».
Идея её мамы точно останется в веках – Рут Хэндлер удалось создать самую популярную игрушку в истории. Здесь совпало всё. Во-первых, был запрос на новую куклу которую и смогла предложить корпорация «Маттел». Во-вторых, привлекала внешность Барби – это была первая игрушка с подчёркнуто женственными чертами. Она определила новые стандарты внешности.
В‑третьих, сработал удачный маркетинг. В отличие от Лилли, реклама Барби была рассчитана не на взрослых, а на детей. А редкий родитель устоит перед настойчивыми просьбами чада купить игрушку. При этом продавалась Барби по весьма демократичной цене в 3 доллара. Но за эти деньги можно было приобрести куклу в минималистичном полосатом чёрно-белом купальнике. Всё остальное – роскошные платья, туфельки, шляпки, сумки, очки, домики, автомобили — нужно было покупать отдельно. Это оказалось настоящее золотое дно!
Ну а главное, что Барби очень точно попала в определённые настроения, сложившееся на тот момент в обществе. Потом настроения менялись, но Барби всю её кукольную жизни удавалось оставаться их отражением.
Ищите, женщины!
Первая Барби была представлена на Нью-Йоркской ярмарке игрушек 9 марта 1959 года. Она не произвела фурора среди представителей торговых сетей, но зато сразу же стала олицетворением новой женской роли. Падение популярности пупсов было связано с тем, что девочки 50‑х уже не видели себя исключительно женами и матерями. Эмансипация брала своё. Девочкам хотелось наряжаться, выходить в общество, осваивать разные профессии.
Воплощением новой женской американской мечты и оказалась кукольная красотка.
«Вся моя философия Барби заключалась в том, что через эту куклу маленькая девочка может попробовать себя в любой роли, какую только пожелает. Барби всегда отражала тот факт, что у женщины есть выбор», – написала Рут Хэндлер в своей автобиографии.
В 50 – 60‑х годах тема женщины и работы вышла на первый план. Представительницы слабой половины человечества оставили домашние хозяйства и устремились к карьерным вершинам. Тогда же, в 1960 году, появилась Busy girl Barby (деловая девушка Барби), одетая в твидовый костюм и строгую шапочку. Так в то время выглядели американские девушки, которые только начинали карьеру – машинистки, переписчицы, учительницы.
С тех пор корпорация «Маттел» регулярно выпускала «Бизнес-Барби», а карьерные позиции куклы становились всё внушительнее.
Но не только эмансипация отражалась на судьбе игрушки. В 1970‑х американское общество лихорадило: холодная война, война во Вьетнаме, протесты по всей стране — в обществе нарастали тревожные настроения. Именно в это время у Барби появились розовые коробки. Оказалось, этот цвет имел успокоительное действие, вызывал приятные эмоции. Постепенно розовый стал фирменным цветом Барби.
В 80‑х годах идеи феминизма победили окончательно. Появилась Барби-полицейский и милитари-Барби. И даже Барби – президент США. Корпорация «Маттел» заключила контракт с крупнейшей организацией для девочек в США – Girls Club of America. И Барби в срочном порядке пришлось освоить еще несколько профессий, чтобы у подрастающего поколения был полный простор для профориентации и чёткие установки на личный карьерный рост. Всего Барби сменила более 250 работ!
А вот личная жизнь куклы, несмотря на её роскошную внешность, складывалась не так удачно.
Жизнь в розовом цвете
Создатели игрушки сразу заявили, что семья и материнство для Барби не в приоритете. Тем не менее, в 1961 году в её жизни появился Кен. Своё имя он получил в честь сына Рут Хэндлер. Так что исходя из своих прототипов, Барби и Кен – брат и сестра.
Однако в кукольной жизни им была уготована роль вечных возлюбленных. Да и то, их отношения складывались непросто. Кен неоднократно менял свой образ, но всё равно не имел такого успеха как Барби. И дело у них не дошло не только до свадьбы, но даже и до помолвки.
Более того, в 2004 году создали Барби объявили о том, что она и Кен расстались. Какое-то время куколка встречалась с серфингистом, но потом всё-таки вновь воссоединилась с Кеном. Правда, из её тени он так и не вышел. Его главная миссия осталась в том, чтобы восхищаться и угождать звёздной подружке
За эти непонятные отношения с мужчинами Барби не раз критиковали — такая кукла точно не сформирует у девочки правильной модели отношений с мужчинами.
Доставалось ей и за другое. Больше всего, конечно, за шаблон женской внешности, который далёк от реальных параметров. По мнению некоторых педагогов и психологов, он может формировать у девочек комплексы и заставлять гнаться за заведомо недостижимыми стандартами, теряя свою индивидуальность. Специалисты подсчитали, что если бы Барби была реальной женщиной, то она имела бы рост 167 сантиметров, объем груди 99, талии 46 и бедер 84 сантиметра! Эти фантастические пропорции не помешали кукольной красотке обрести тысячи подражательниц по всему миру. И тысячи таких же противников.
За пропаганду «неправильных ценностей» Барби запрещена в Иране, Саудовской Аравии, Кувейте и еще нескольких странах. Неоднократно звучали предложения запретить её и в России.
Под давлением критики Барби постоянно менялась: появились куклы разного цвета кожи, в инвалидных колясках, с протезами, со слуховым аппаратом, с синдромом Дауна. Вот только они оказались никому не нужны.
В начале 2000‑х мир настолько устал от идеальной куклы, что её продажи резко упали. В моду вошли более хулиганские «Братц». И несмотря на то, что на какое-то время им удалось оттеснить Барби с прилавков, в конце концов она снова вернула свои позиции.
Возможно, потому что Барби уже не просто кукла, а зеркало нашего мира, где отразились и завоевания феминизма, и сексуальная революция, и конъюнктура детского рынка игрушек, и перемены в ценностях общества.
Пройдя через все перипетии, Барби продолжает жить в своём идеальном мире, в котором не происходит никаких катаклизмов. И может быть, в наш нестабильный век это не так уж и плохо?
Ранее сайт pravda-nn.ru выяснил, как нижегородцы относятся к стандартам красоты Barbie.
Лариса Плахина