В Нижегородской области жизнь подопечных ПНИ меняется к лучшему
Как сделать жизнь людей в психоневрологических интернатах лучше? Поучиться опыту Нижегородской области собрались специалисты из самых разных регионов. «ПНИ — Пространство Новых Идей» — так называется трёхдневный межрегиональный методический семинар-совещание руководителей психоневрологических интернатов (ПНИ) и исполнительных органов России в сфере социального обслуживания, который прошел в Нижегородском кремле на этой неделе.
Самый открытый регион
В холле рядом с залом заседания – выставка фотографий, сделанных известным российским фотографом Юрием Козыревым в психоневрологических интернатах разных регионов страны. Женщина за запертой решеткой двери, и тени решетки словно заштриховывают её жизнь. Внутренний каменный дворик интерната, где гуляют по кругу его жители. Очертания фигуры человека на кровати, закрывшегося с головой одеялом. На матрасе чёрным маркером написана его фамилия. Судорожно затягивающиеся остатками сигареты две немолодые женщины. Безрадостная однообразная жизнь, подчинённая распорядку казённого учреждения…
В Нижегородской области ситуация начинает изменяться к лучшему. Об этом рассказала советник губернатора Нижегородской области, член центрального штаба Народного фронта, автор проекта Народного фронта «Регион заботы» Нюта Федермессер.
«История началась 6 лет назад с разговора с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным. Обсуждали, как можно изменить качество жизни в ПНИ. Я попросила разрешения пожить к каком-либо интернате на территории области, чтобы увидеть систему изнутри, — рассказывает она. — И когда мы с командой провели 9 дней в Понетаевском психоневрологическом интернате — в одежде, которую носят подопечные, по тюремному распорядку дня, с едой, похожей на свинячьи помои, с туалетами без дверей и перегородок, — я поняла, что хочу заниматься реформированием этой бесчеловечной системы. Для меня более открытого к изменениям в социальной сфере региона, чем Нижегородская область, нет. Например, в Арзамасском и Автозаводском детских домах-интернатах собрал всю команду Нижегородской области — министра соцполитики, финансов, министра культуры, министра образования, промышленности… Приехали все! И мы поняли, что межведомственное взаимодействие может существовать не на бумаге, а на деле, и что все ведомства вместе могут изменить качество жизни детей с тяжелой инвалидностью быстрее и лучше, чем по отдельности».
Право на счастливую жизнь
Для того, чтобы понять, способен ли кто-то из проживающих в ПНИ к такой форме жизнеустройства как сопровождаемое проживание, были разработаны опросники и методики.
«Так, по результатам исследования в Понетаевском психоневрологическом интернате в 2021 году были установлено, что 1, 7 процентов проживающих вообще не нуждаются в помощи, — говорит преподаватель Московского государственного педагогического университета Мария Сиснева. — У 18,7 процентов подопечных ПНИ автономия незначительно нарушена. Умеренно затруднена автономия у 34,8 процентов. Содержать в интернате людей, которые могут жить в социуме — огромное бремя для государства. И мы подготовили карты самостоятельности и нуждаемости — какое сопровождение требуется при том или ином затруднении автономии. И только тем, у кого автономия сильно затруднена, требуется социальное сопровождение 5 – 6 часов в сутки».
Нижегородская область — первый и единственный регион, где в 2021 году была создана «Служба защиты прав», которая работает в межведомственном взаимодействии с профильными министерствами области, Уполномоченными по правам человека и по правам ребёнка, заместителем губернатора.
«Мы благодарны правительству области и директорам ПНИ за открытость интернатов. В реестре Службы 13 765 обращений от проживающих в ПНИ, которые поступили на горячую линию Службы или были выявлены при посещении и учреждений. 89 процентов обращений за период 2021 – 2024 годы решены. Основные темы обращений — здоровье, восстановление дееспособности, стоматология, распоряжение личными средствами. В Службе работают юристы, психологи, врачи-эксперты, операторы круглосуточной горячей линии , координаторы», — рассказала директор АНО «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Нижегородской области» Екатерина Кантинова.
А ещё ПНИ стали открыты для волонтёров — в общей сложности в добровольческих мероприятиях было задействовано больше 400 человек.
«Волонтёры — это тот ресурс, когда казённое становится домашним — покрасить, повесить фотографии в рамках, — рассказывает координатор волонтёрской «Службы заботы» Ольга Туршатова. — Когда волонтёры появились в Автозаводском детском доме-интернате, дети переменились — стали выходить из комнат, общаться между собой».
Жить как дома
В ПНИ открываются учебно-тренировочные общежития, где подопечные учатся жить с сопровождением.
«Все наши проживающие сначала проходили обучение навыкам самостоятельной жизни в отделении реабилитации, — говорит директор Городецкого ПНИ Сергей Поздняков. — Потом самые успешные проходят дальше проживание в учебно-тренировочном общежитии, работают на территории учреждений, самостоятельно выбирают одежду, продукты, оплачивают коммунальные услуги».
Те, кто готов попробовать жить на сопровождаемом проживании, становятся участникамим интенсивов проекта сопровождаемого проживания «Ступени». В них приняли участие 40 подопечных разных ПНИ.
Директор Борского ПНИ Кантемир Георгиев называет ряд проблем, которые надо решать, чтобы двигаться дальше.
«Есть сложности с трудоустройством подопечных: в ПНИ нет вакансий, не хватает работодателей, готовых взять на работу людей с ментальными расстройствами, хотя это самые безотказные и исполнительные работники, — говорит он. — Сейчас у нас трудоустроены 10 человек, еще 35 заявили о желании трудиться».
Молодая пара, Наташа и Андрей, уже два года живут на сопровождаемом проживании.
«Это несложно, нас научили всему ещё в детдоме, — рассказывает Наташа. — Работаем, откладываем на будущее — когда я получу жильё, распишемся, хотим завести детей. За помощью к соцработникам или к директору спецжилдома обращаемся раз в неделю — например, новое блюдо помочь приготовить. Вместе с Андреем ходим в интересные места на концерты, в дельфинарий, гуляем по Нижнему Новгороду, были в Москве. А в отпуске я вместе с коллегой по работе впервые побывала в Санкт-Петербурге, и в полном восторге!. Все-таки свобода —это свобода».
За 3 года 19 человек из ПНИ региона восстановили полную или частичную дееспособность при помощи специалистов «Службы защиты прав». 4 человека переехали в спецжилдом, и 8 человек живет на сопровождаемом проживании более 2, 5 лет. И это только начало большой работы.