В России вынесен приговор по геноциду жителей Новгородской области во время ВОВ
Газета "Новое дело" №43 от 29.10.2020
Подписка на газетуБуквально на днях Солецкий районный суд Новгородской области признал геноцидом преступления нацистов, совершённые ими в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории этой области. Речь идёт о массовых казнях, которые нацисты устраивали в районе новгородских деревень Жестяная горка и Чёрное в 1942 – 1943 годы. По данным следствия, здесь было убито и замучено свыше 3700 человек…
Как говорят историки, сюда свозили людей, заподозренных в поддержке партизан и вообще в нелояльности к оккупационным властям. Для этого был организован специальный лагерь, где привезённые жили не более двух-трёх дней, после чего их обязательно уничтожали, причём самыми изуверскими способами – закалывали ножами и штыками, дубинами ломали головы, душили колючей проволокой… Некоторые ещё были живы, когда палачи закапывали их вместе с трупами. В общем, не зря это страшное место получило название Новгородский Освенцим.
Возникает закономерный вопрос: но ведь подобное творилось практически на всей оккупированной территории, и не только в России, почему же именно этому эпизоду сегодня уделяется столько внимания? Ведь ещё в прошлом году Москвой была организована специальная экспедиция, которая начала раскопки на месте трагедии, потом столь же громко было заявлено о начале судебного процесса по факту массовых убийств, а сегодня все центральные телеканалы объявили о решении суда, признавшего трагедию геноцидом.
Думается, что речь здесь идёт не только об увековечении памяти павших, но и о большой политике, направленной прежде всего во внешний мир. Ведь не секрет, что мы находимся сегодня в жёстком противостоянии со странами Запада, и не только по дню сегодняшнему, но и по оценке истории, включая Вторую мировую войну. Запад пытается уравнять сталинский Советский Союз и гитлеровскую Германию в деле как ответственности за войну, так и за совершённые в её ходе преступления. Мы, понятно, считаем всё это кощунством в отношении нашего советского прошлого. А чтобы не было никаких сомнений, периодически напоминаем миру о страшных преступлениях нацистов на советских территориях. И дело по лагерю уничтожения вблизи Жестяной Горки как раз относится к такого рода напоминаниям.
И ещё один важный момент. Палачами в этом лагере выступали не только немцы, но и их пособники. Главным образом это выходцы из Латвии. Именно из их числа немцы сформировали специальную «тайлькоманду», предназначенную для зачистки оккупированных территорий на северо-западе России от «нежелательного элемента». Команда являлась составной частью войск СС. Сегодня эти палачи признаны в Латвии национальными героями и «борцами со сталинским режимом». Мало того, начальник «тайлькоманды» капитан СС Янис Цирулис после войны скрылся на Западе, проживал в немецком городе Мюнстере, где он и ещё несколько бывших нацистов опекали местную латышскую школу, в которой учились дети эмигрантов.
Примечательно, но как раз в это время – в 70‑е годы – в этой школе учился нынешний президент Латвии Эгилс Левитс, известный русофоб, который не раз с гордостью говорил как о своей учёбе в Мюнстере, так и о «ветеранах борьбы за независимость», воспитывавших учеников «в настоящем латышском национальном духе». Наверное очень скоро Россия – через судебное решение по трагедии Жестяной Горки – напомнит президенту Латвии как об этих ветеранах, так и о том, какое именно воспитание они дали будущему главе латышского государства…
Наверное, Россия делает правильно, когда выводит на чистую воду тех, кто пытается приравнять Советский Союз к нацистской Германии. Жаль только, что упущено слишком много времени для возмездия палачам. Часть из них выловили сразу после войны, приговорив к расстрелу за совершённые преступления. Но очень многие сумели скрыться на Западе, как тот же Янис Цирулис.
Плохо ещё и то, что в нашей стране старались не афишировать военные преступления, совершённые представителями советских республик – чтобы не сеять национальную рознь в советском народе. Касалось это не только латышей, но и, например, украинцев (именно украинские полицаи в 1943 году сожгли белорусскую деревню Хатынь вместе со всеми жителями). Это замалчивание фактически тормозило полноценное расследование преступлений, вплоть до распада СССР.
Да и потом ситуация мало в чём изменилась. Пытаясь выстроить хорошие отношения с постсоветскими государствами, мы по-прежнему старались закрывать глаза на «неудобное прошлое», хотя появлялось всё больше и больше архивных документов, свидетельствовавших о страшных преступлениях тех же латышских СС. В результате такого замалчивания политики этих стран в диалоге с Россией наглели из года в год, предъявляли нам самые разные претензии за «советскую оккупацию», а оставшиеся в живых палачи благополучно один за другим уходили в мир иной в силу возраста, вне скамьи подсудимых…
Пока ситуация не дошла до международной попытки оспорить решающую роль Советского Союза в разгроме гитлеровской Германии – причём наши бывшие советские сограждане играют в этой мерзости не последнюю роль. Вот только тогда наши власти зашевелились и наконец сказали, кто был кто во Второй мировой войне, хотя и поздновато. Ну что ж… Пусть лучше поздно, чем никогда.