В своём городе: как в Нижнем Новгороде строили дома для советской трудовой элиты
Газета "Нижегородская правда" №3 от 20.01.2021
Подписка на газетуВ радиусном доме на Автозаводе, одной из первых высоток в районе, квартиры давали лучшим из лучших. В элитную многоэтажку заезжали заводские начальники, учителя и врачи. Жить в таком доме было почётно и комфортно. Сегодня благодаря необычной архитектуре дом признан памятником федерального значения и охраняется государством, а купить в нём квартиру и стать обладателем квадратных метров с историей по-прежнему престижно и весьма дорого.
В шахматном порядке
Всё началось весной 1929 года. Именно тогда было принято решение о строительстве советского автогиганта. Место выбрали недалеко от Нижнего Новгорода, около деревни Монастырка. Тогда же началось строительство крупнейшего жилого массива. Первые дома в Соцгороде (Социалистическом городе автостроителей) сдали в 1931 году. Однако поскольку все силы были брошены на возведение завода, жильё строили с отставанием. Квадратных метров явно не хватало. Чтобы решить жилищный вопрос, начали возводить бараки и каркасные деревянные дома, которые впоследствии заменили на дома-коммуны.
Всё изменилось в 1933 году. Тогда в генплан внесли уточнения, а в застройке решили применять современные архитектурные решения. С этого момента в районе стали возводить дома в стиле сталинского ампира. Именно к этому периоду относится строительство серого Бусыгинского квартала, автозаводского универмага и, конечно, радиусного дома на проспекте Молодёжный.
Семиэтажное здание было спроектировано в мастерской братьев Весниных. Большинство работ этих всемирно известных архитекторов можно увидеть в Москве. Есть образец их творчества и в Нижнем Новгороде – дом купца Сироткина на Верхневолжской набережной. Сегодня это один из корпусов Нижегородского государственного художественного музея. Примечательно и то, что именно этот особняк стал первой самостоятельной работой архитекторов.
Авторами проекта радиусного дома стали Полюдов и Красильников, которые как раз работали в мастерской Весниных. Дом был построен в стиле рационального классицизма. Вогнутая форма, монументальная застройка, полукруглые балконы, расположенные в шахматном порядке, круглые колонны, поддерживающие карниз, и сейчас восторгают нижегородцев и гостей города. В 1937 году, а именно тогда дом сдали в эксплуатацию, новостройка и вовсе была чем-то удивительным.
«В Соцгороде автозавода им. Молотова к XX годовщине Октября будет заселён новый семиэтажный дом – одно из красивейших зданий города.
В доме 60 (по другим данным 76, – прим. авт.) отдельных квартир и 64 изолированных комнаты», – писали журналисты «Горьковской коммуны» в номере от 24 сентября 1937 года. Рядом с информацией – фото нового дома, которое сделал знаменитый фотожурналист Нисон Моисеевич Капелюш.
Для стахановцев и заводского начальства
Квартиры в доме были как отдельные, так и коммунальные. На верхних этажах располагалось общежитие для инженерно-технических работников. А ещё дом был оборудован лифтами – неслыханная роскошь по тем временам. Комнаты просторные, изолированные, их площадь варьировалась от 12 до 20 метров. Кухни около 10 квадратных метров. Средний метраж трёхкомнатной квартиры 72 – 74 квадратных метра. Просторно даже по нынешним меркам.
Впрочем, рассматривать радиусный дом в отдельности неправильно. Всё же строили его в ансамбле.
«Радиусный дом невозможно рассматривать вне связи с двумя пятиэтажными домами, расположенными рядом с его торцами по улицам Ватутина и Краснодонцев. Они составляют архитектурно единое целое. Можно представить, как величественно и значительно смотрелись они в довоенное время, когда вокруг ещё не было высотных построек», – писала экскурсовод Анна Ивкова в материале, размещённом на сайте Централизованной библиотечной системы.
Заселялись в дом действительно самые достойные. Среди них были не только большие начальники, но и передовики производства.
В номере «Горьковской коммуны» от 29 сентября 1937 года появилась заметка о большой автозаводской семье. Именно тогда в дирекцию завода имени Молотова (Горьковский автомобильный завод) поступило заявление: «Просим предоставить нам квартиру в соответствии с нашей семьёй». Под заявлением стояли многочисленные подписи. Когда в дирекции стали разбирать заявление, выяснилось, что семья Брюхановых самая большая на Автозаводе – 23 человека.
«Сюда входит целая плеяда братьев Брюхановых – 10 человек. Старший из них – Николай Михайлович – мастер-стахановец сборочно-кузнечного цеха. Иван Михайлович недавно избран председателем автозаводского райсовета Осоавиахима. Василий, Алексей, Сергей и Виктор – члены партии, комсомольцы, стахановцы, прекрасные производственники. Самые младшие из братьев – Гриша и Шура – учатся в школах. Два старших брата женаты. Их жёны тоже работают на Автозаводе… Глава многочисленного семейства Брюхановых – Александра Васильевна. Ей уже 60 лет. Она здорова, бодра и целыми днями хлопочет по хозяйству. Дирекция обещала к XX годовщине Октябрьской революции предоставить этой большой и дружной семье квартиру, соответствующую количеству её членов».
Обещание было выполнено. Буквально через несколько номеров в «Горьковской коммуне» напечатана заметка «Вчера (4 октября 1937 года) началось заселение вновь построенного семиэтажного дома в Соцгороде. Первыми в дом въезжают стахановцы: фрезеровщик т. Кулаков, слесарь т. Смирнов и самая большая на автозаводе семья Брюхановых».
В это же время в Бусыгинском квартале Автозаводского района открылся новый гастрономический магазин, заканчивалось строительство районного универмага. Автозаводский райсовет выделил 105 тысяч рублей на благоустройство рынка.
Метры с историей
В районе шло активное строительство. И всё же долгое время радиусный дом оставался самым высоким в Соцгороде. Неслучайно во время войны крышу семиэтажки использовали для установки зениток. Именно отсюда зенитчики защищали Автозавод от налётов фашистских бомбардировщиков. Сегодня рядом со знаменитой сталинкой много домов, от бараков не осталось и следа. Но дом с необычным радиусом привлекает внимание подрастающего поколения.
«Дом разделён на три части: первая часть выделена цветом и квадратными подъездами, вторая выделена полукруглыми балкончиками, которые расположены в шахматном порядке и верхняя часть дома выделена полукруглыми колоннами и квадратными балконами. В самом верху была галерея, по которой могли прогуливаться автозаводцы и наслаждаться видами Автозаводского парка», – поделился своими впечатлениями учащийся третьего класса Артём Пьянзин в интернет-проекте «Мы вместе».
Кстати, на рынке недвижимости на сегодняшний день выставлена всего одна квартира в доме-легенде. Чтобы стать её обладателем, придётся выложить 7,5 миллиона рублей. Именно во столько собственники оценили трёхкомнатную квартиру в памятнике федерального значения.