Ветеран из Лыскова поделился воспоминаниями о гибели подлодки «Комсомолец»
Газета "Нижегородская правда" №21 от 10.04.24
Подписка на газету7 апреля в России – День памяти погибших подводников. В этот день в 1989 году в Норвежском море затонула атомная подводная лодка Краснознамённого Северного флота К‑278 «Комсомолец», вместе с ней ушли 42 члена экипажа, были среди них и наши земляки-горьковчане.
Трагедия в Норвежском море
Всё началось в 11 часов 2 минуты, когда в седьмом, а затем и в шестом отсеках субмарины из-за короткого замыкания электропроводки вспыхнул пожар. Прошло совсем немного времени, и вот уже пламенем объята вся корма, попытки справиться с огнём не приносят результата. Подлодка начинает аварийное всплытие. Штаб Северного флота уже извещён о пожаре, на выручку подводникам устремляются авиация и быстроходные корабли ВМФ. Но подлодка находится далеко: в районе острова Медвежий в нейтральных водах Норвежского моря, это почти 1000 километров от советской границы.
Когда в 14.45 к месту аварии добрался экипаж ИЛ‑38, которым командовал майор Геннадий Петроградских, лётчики увидели неподвижную лодку с креном на правый борт. В корме, в районе шестого и седьмого отсеков – обильное вспенивание воды, а из боевой рубки валили клубы белого дыма. Примерно через полтора часа в кормовых отсеках прогремели взрывы, резко увеличился дифферент на корму, в АПЛ стала поступать забортная вода. В 16.50 по приказу капитана лодки Евгения Ванина началась эвакуация экипажа, а уже в 17.08 «Комсомолец», отвесно, без воронки, кормой вниз, ушёл в воду. Из 69 членов экипажа 42 навсегда остались в Норвежском море – кто-то из моряков погиб во время пожара, другие – от переохлаждения в воде.
Герои-земляки
Служили на «Комсомольце» и четверо наших земляков: начальник политотдела, капитан 1‑го ранга Талант Буркулаков, матросы Валерий Суханов, Роман Филиппов и трюмный машинист Юрий Козлов.
Единственный, кому удалось выжить во время трагедии, – это лысковчанин Юрий Козлов. Он и сейчас живёт в Лыскове. В своё время с ним познакомился наш коллега Евгений Фигин. Более 20 лет Евгений Вячеславович работал в СМИ – в газетах «Приволжская правда», «Лысковские вести», на радио и телевидении. Сегодня Евгений Фигин – почётный гражданин Лысковского муниципального округа, председатель местного отделения ветеранов пограничной службы «Нижегородский пограничник» и автор четырёх книг о лысковчанах, награждённых орденами и медалями за мужество и героизм, проявленными на фронтах Великой Отечественной войны, в Афганистане и на Северном Кавказе.
«О трагедии «Комсомольца» я впервые узнал в июле 1989 года, – рассказывает Евгений Вячеславович. – В один из дней в редакцию газеты «Приволжская правда» фотокорреспондент газеты Сергей Егоров привёл матроса. Высокий и статный парень. Чёрная форменка, синий гюйс, а на бескозырке золотом горят слова «Северный флот». В глаза бросился новенький орден – Боевого Красного Знамени. Сразу подумалось: «Высокая и редкая награда». Матрос представился: «Трюмный машинист атомной подводной лодки «Комсомолец» Юрий Козлов». Долго мы с ним беседовали в тот день, да и не только тогда».
Укол адреналина
Евгений Вячеславович поделился с «Нижегородской правдой» воспоминаниями Юрия Владимировича Козлова о гибели «Комсомольца».
«Красиво уходил наш корабль, встав, как свечка. Постоял немного кормою вниз и плавненько так, без воронки, ушёл в пучину. Рулём зацепило капитан-лейтенанта Михаила Смирнова, и он погиб у всех на глазах. Попрощавшись с кораблём, я поплыл к переполненному плотику, где моряки буквально лежали друг на друге. Они ещё и держали нас, всех, кто не убрался. Сильное волнение моря, ожоги и переживания, низкая температура воздуха, а все мы были одеты лишь в х/б, в котором ходили на лодке, большая скученность на плотике, долгое ожидание спасателей – всё это повлияло на то, что стали моряки погибать. Кого волной смоет, а у кого от переохлаждения стало останавливаться сердце. Тут и затянули мы старую морскую песню о «Варяге». Слов я не знал, но стал подтягивать, пока не потерял сознание. Это увидел капитан 3‑го ранга Владимир Елманов и стал держать меня за воротник куртки х/б, чтобы меня не унесло в бушующее море. Волнение было 3 балла, а температура воды +2. А вначале я держал за воротник земляка Рому Филиппова, когда у того остановилось сердце. И вот я увидел приближающийся оранжевый борт спасательного катера с плавбазы «Алексей Хлобыстов» и потерял сознание».
У Юрия почти остановилось сердце, и его посчитали погибшим.
«На плавбазу меня с остановкой сердца доставили не сразу, а возили с телами погибших долго, а когда выгружали, не церемонились – бросили на палубу. Как труп! А я и застонал, пробормотав что-то. Медсестра плавбазы Зинаида Дзиговская, потом она была у нас в гостях, сердцем матери почувствовала, что на железо палубы бросили не труп. Пощупала пульс – один удар в минуту. И она не колеблясь сделала мне укол адреналина прямо в останавливающееся сердце. Потом и второй. Потом стала растирать и согревать. Я и ожил».
Позже были курс лечения в госпитале ВМФ, отпуск, а там и увольнение в запас. Юрий окончил Горьковский сельхозинститут, женился, у них с супругой Натальей родились две дочки.
«Сейчас много говорят и пишут о русском характере, силе воли и самопожертвовании, стойкости и героизме защитников земли русской, – замечает Евгений Фигин. – Экипаж «Комсомольца» – яркий тому пример. Имена подводников золотом вписаны в историю Военно-Морского флота страны, а имя Юрия Владимировича Козлова – в историю нашего Лысковского округа. Вечная память и слава морякам-североморцам из экипажа атомной подводной лодки К‑278 «Комсомолец»!»