VIII Транспортный форум состоялся в Нижнем Новгороде
Газета "Деловая Газета НП" №75 от 25.12.23
Подписка на газетуНижегородская область собирается вернуть себе былую славу речной столицы России. В регионе будет создан транспортно-логистический хаб, который объединит новый речной порт, железнодорожный контейнерный терминал и промышленную территорию с налоговыми льготами. Нюансы обсудили на VIII Транспортном форуме, который состоялся на площадке Торгово-промышленной палаты Нижегородской области.
Речной путь
В этом году нижегородские аграрии собрали свыше 2 миллионов тонн зерна – это на 40% больше плана и абсолютный рекорд урожая зерна за всю историю сельского хозяйства Нижегородской области.
Проблема в том, что половина этого урожая должна быть кому-то продана.
«Путей для вывоза зерна, кроме железнодорожной инфраструктуры, у нас нет, хотя исторически самым дешёвым путём является экспорт зерна с помощью речного транспортного сообщения, – отметил заместитель генерального директора по стратегии и развитию Корпорации развития Нижегородской области Антон Гаранин.
Но далеко не только зерно оптимальнее экспортировать по реке, поэтому о возрождении речных грузоперевозок в регионе говорят давно.
«На текущий момент позиция региона в части приёма и отправления грузов с помощью реки практически полностью утеряна, – сказал Антон Гаранин. – Это серьёзная проблема, потому что только в комплексной связке транспортных систем регион может развиваться, тем более такой регион, как Нижегородская область».
Нижегородская область находится на территории международного транспортного коридора «Север-Юг». Это та альтернативная транспортная магистраль, которая позволит обеспечить транспортную связанность региона с зарубежными рынками сбыта.
Предпосылок для создания порта в регионе много, но подобные проекты – дорогостоящее удовольствие.
«Сам регион за свой счёт такого рода объекты возводить не будет, потому что они имеют конкретную бизнес-направленность, – пояснил заместитель гендиректора по стратегии и развитию Корпорации развития. – Частный бизнес вкладываться в портовую инфраструктуру не хочет, потому что в составе порта есть довольно дорогостоящие элементы, такие как причальная стенка со средним сроком окупаемости более 20 лет».
Но выход нашёлся.
Зона комфорта
Практика большинства развитых стран заключается в том, что порт создаётся на территории специализированной особой экономической зоны для того, чтобы компаниям, которые будут вести здесь свою деятельность, было комфортно.
«Поэтому первая задача – формирование и регистрация портовой особой экономической зоны со всеми необходимыми преференциями, а уже на территории портовой особой экономической зоны резидентами строятся объекты портовой инфраструктуры, – рассказал Гаранин. – Вот на этих условиях бизнес идти готов. Уже получено шесть заявок на общий объём инвестиций порядка 8 млрд рублей по тем проектам, которые они планируют реализовывать на территории данной портовой особой экономической зоны. Её регистрация планируется быть завершена в I квартале 2025 года».
Ключевые льготы резидентов: освобождение от уплаты транспортного налога и налога на имущество на 10 лет, земельного налога – на пять лет, 0% НДС, 2% налог на прибыль на пять лет и другие.
Что же будет представлять собой эта территория? Во-первых, здесь появится контейнерный терминал – место, где будет реализована возможность принимать и отправлять контейнерные грузы. Второе – это универсальный грузовой терминал – площадка для приёма негабаритных грузов и их складирования. Третье – зерновой терминал, который будет представлять собой зерновой элеватор и хаб для отправки зерна. Также на территории хаба разместятся склады, необходимые для временного хранения поступающих и отправляемых грузов.
Для размещения хаба рассматривались площадки в Дзержинске, Кстове – всего около 10 территорий, но выбор пал на Бор.
«Несмотря на то, что у нас протяжённость водных магистралей по региону порядка 1000 километров, выяснилось, что найти площадку для размещения портовой инфраструктуры – достаточно сложная задача, – объяснил Антон Гаранин. – Порт требует наличия целого ряда условий. Во-первых, необходимые глубины. Во-вторых, наличие железнодорожной инфраструктуры, потому что опыт Республики Татарстан, где построили порт, который имеет слабую связь с железной дорогой, показал, что без неё порта не будет. Третье условие – транспортная связанность и удобство выхода к дорожным магистралям».
На полном ходу
Тему создания транспортно-логистического хаба на Волге продолжил заместитель главного инженера Горьковской железной дороги Дмитрий Орлов. Он отметил, что на выбор площадки под строительство порта повлияло наличие в городе Бор железнодорожной станции Моховые Горы. Её перерабатывающую способность планируется повышать.
Обсуждая проблему развития речного судоходства, участники форума затронули не менее важную проблему, связанную с обмелением Волги в районе Городца. Участок длиной 50 км до Нижнего Новгорода является самым проблемным, он ограничивает всё судоходство на Волге.
В середине 90‑х годов произошёл размыв дна у порога Городецкого шлюза, в результате необходимая глубина в 3,5 м перестала выдерживаться. Это, по словам исполняющего обязанности заместителя руководителя по водным путям ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Игоря Кукина, отразилось на конкурентоспособности водного транспорта – в настоящее время речным транспортом перевозится 20% грузов от максимальных показателей советского периода. Решать проблему планируется за счёт капитальной реконструкции этой реки и дноуглубительных работ.
«Программа Транспортного форума постоянно расширяется, с каждым годом увеличивается количество участников и рассматриваемых тем, – отметил генеральный директор ТПП Нижегородской области Иван Разуваев. – Проведена большая работа по проблемам транспортной отрасли, и ещё многое предстоит сделать».