H
H e
S L n s
с

Встали на рельсы: нижегородский электротранспорт по-прежнему в тренде

Встали на рельсы: нижегородский электротранспорт по-прежнему в тренде

Кунавинская линия трамвая была проложена по плашкоутному мосту

Следите за нашими новостями в удобном формате Перейти в Дзен

В Нижнем Новгороде первый трамвай пошёл в мае 1896 года. Событие было приурочено к Всероссийской промышленной и художественной выставке. Таким образом наш город оказался в числе явных передовиков по электротранспорту. Обогнали Нижний Новгород, пожалуй, лишь Киев, где был пущен первый трамвай в Российской империи, а это 1892 год, да Кёнигсберг (ныне Калининград), в котором трамвай пошёл в 1895 году. Нижегородский электротранспорт развивался стремительно. Уже в 1897 году на трамваях и элеваторах перевезли более 3 млн пассажиров.

Вышли на круг

Итак, первые линии были открыты рядом с Нижегородской ярмаркой. Одна начиналась у главного входа на выставку, шла по территории Кунавино, проходила мимо железнодорожного вокзала и завершалась около плашкоутного (Канавинского) моста. Ещё одна проходила кольцом по территории самой выставки. Две находились за рекой – по Большой и Малой Покровской до кремля и от плашкоутного моста по Рождественской улице до Скобы. Движение трамваев обеспечивала электростанция, расположенная на Благовещенской площади (сегодня Минина и Пожарского). Все линии принадлежали разным владельцам.

Поскольку склоны были крутыми и высокими, у первых трамваев мощностей подняться наверх не хватало, так что активно использовались элеваторы. Маршрут получался весьма интересным. От плашкоутного моста на фуникулёре – верхняя станция располагалась на месте гостиницы «Нижегородская». Дальше на трамвае по Похвалинской, Покровке до Благовещенской площади, после чего трамвай следовал через ворота Кладовой башни на территорию кремля. Останавливался транспорт около филармонии. У Часовой башни можно было сесть на второй фуникулёр и спуститься к Рождественской улице, где шёл другой трамвайный маршрут. Вскоре трамваи Кунавинской линии пошли и по плашкоутному мосту.

133,12 метра составляла протяжённость кремлёвского элеватора от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции возле Часовой башни

Платите за проезд

Электрической транспорт сразу стал очень популярным, несмотря на то, что проезд был платным. Кстати, стоимость на линиях отличалась. Так, проехать вокруг выставки стоило 5 копеек, после 19 часов – 10. Проезд по Кунавинской линии обходился также в 10 копеек. На фуникулёрах и линиях в нагорной части было установлено разделение на классы. Полицейские и почтовые служащие имели право бесплатного проезда.

Интересно, что маршруты вокруг выставки и по Кунавинской части задумывались как временные. Первый действительно после окончания работы выставки был закрыт, а вот движение по второму сохранилось, правда, лишь до вокзала, а не до садика 1 Мая, где работала выставка. Кроме этого движение по плашкоутному мосту прерывалось, поскольку мост был понтонным и действовал исключительно с весеннего разлива до ледостава.

Верхняя станция кремлёвского фуникулёра
Верхняя станция кремлёвского фуникулёра

Работали на износ

В начале следующего столетия нижегородский трамвай продолжает своё развитие. Рельсы прокладывают к современной площади Горького, а потом и к площади Свободы. Ходили трамваи летом с 7 утра до 22 часов, в остальное время – с 8.00 до 20:00. Год от года объёмы перевозок росли и к 1909 году уже составляли 7,5 млн человек в год.

Период Первой мировой войны, революция несомненно стали не самым простым временем для нижегородского электротранспорта. Однако даже в эти годы открывались новые участки движения. Но окончательно трамвайная сеть города была сформирована к началу Великой Отечественной войны. Она охватывала все районы города, соединяла центр города практические со всеми крупными предприятиями, в том числе Горьковским автомобильным заводом, авиазаводом «Сокол», предприятием «Двигатель революции».

Во время войны все работы по развитию сети были прерваны. Вагоноремонтный завод, как и многие другие, переквалифицировали на выпуск оборонной продукции, которую незамедлительно должны были отправлять на фронт. Однако моста через Оку тогда не было, и было принято смелое решение – пустить железнодорожные составы по трамвайным путям через Окский (ныне Канавинский) мост. Из нашего города в годы войны было отправлено 20 млн вагонов.

Трамваи идут по площади Революции, 1970-е годы
Трамваи идут по площади Революции, 1970‑е годы

Всем миром, всем народом

Восстановление трамвайного хозяйства, которое в годы войны работало на износ, началось в 1947 году, новый прирост сети пришёлся на середину 50‑х. Мало кто помнит, что кроме специализированных предприятий строительство вели местные жители небезызвестным методом народной стройки. Именно таким образом было завершено строительство Сормовского кольца. Первые воскресники начались в 1956 году, когда на улицах ещё лежал снег. На расчистку улиц от снега и льда выходило до 18 тысяч человек. А в майские воскресники вышло 35 тысяч сормовичей.

«Объём работ был велик. Решили проложить трамвайную трассу по густо населённой территории, а для этого требовалось перенести на новое место 13 домов, уложить около 1000 тонн рельсов, забить 55 тысяч костылей. Было решено взять рельсы из шихты заводов, компенсировав её металлоломом, который собирала молодёжь района», – сообщала «Горьковская правда».

Строительство шло под руководством опытного техника Савельева, которого специально выделили из трамвайно-троллейбусного управления. Как и положено, между коллективами участков разгорелись соревнования. Первыми закончили прокладку линии на своих участках работники кузнечно-прессованного и новомартеновского цехов.

«Десятки тысяч человек отработали добровольцами на строительстве трамвайной линии. И вот упорный труд позади. Жители отдалённых посёлков Орджоникидзе, Кооперативного, улиц Коммуны, Пятилетки, Вождей Революции получили к своим услугам трамвай», – писали в «Горьковской правде».

Товарищ Сёмин, бригадир путейщиков, так вспоминал о том времени:

– В один из летних дней меня вызвали к начальнику цеха и предложили пойти на строительство трамвайного пути… 4 ноября мы досрочно выполнили своё обязательство по укладке пути. 5 и 6 ноября наш коллектив в порядке социалистической помощи трамвайно-троллейбусному управлению снимал старое полотно у кольца, присоединял новый путь. Лично мне выпала честь 6 ноября в два часа дня вбить последний костыль в трамвайную магистраль.

Кстати, маршрут, о котором идёт речь, популярен и сегодня, по нему ходят трамваи № 6 и № 7.

В нижегородском музее находятся девять трамваев и два троллейбуса
В нижегородском музее находятся девять трамваев и два троллейбуса

С современным размахом

За последние годы трамвайная сеть претерпела существенные изменения – какие-то участки были закрыты, какие-то оказались нерентабельны. Однако сбрасывать электротранспорт со счетов никто не собирается. Напротив, запланированы реконструкция и модернизация сети. Для этого отремонтируют 97 километров трамвайных путей, ещё 24 километра построят заново. В приоритете районы, где прокладка метро нецелесообразна. В частности, есть планы по строительству трамвайных линий в Щербинках‑2 и в 7‑м микрорайоне Сормова, а также запланировано соединить трамвайные пути в районе станции метро «Пролетарская».

– Необходимо развитие трамвайного движения в исторической части города. В частности, это касается таких улиц, как Ильинская и Рождественская. Там трамвай играет большую роль и для развития туристического потенциала, – отметил глава региона Глеб Никитин.

«Нижегородэлектротранс» в свою очередь предложил развитие маршрутов в сторону выездов из города.

– Это предоставляет возможность горожанам и жителям области оставить на перехватывающей или платной парковке свой личный транспорт и воспользоваться общественным, – отметили на предприятии.

Так что наш трамвай хоть и отпраздновал своё 125‑летие, но по-прежнему в тренде.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::