Выставка «Учитель и ученик. Традиция в русской школе живописи» открылась в НГХМ
Газета "Нижегородская правда" №22 от 16.04.25
Подписка на газету
Многие из портретов нижегородцы увидели впервые
Вы когда-нибудь задумывались, каким в молодости был великий полководец Александр Васильевич Суворов? Обычно на портретах перед нами сухонький седой старичок с горящим взором. А на выставке «Учитель и ученик. Традиция в русской школе живописи», которая открылась в Художественном музее в кремле, он изображён в расцвете лет и совершенно неузнаваем. Есть на выставке и другие неожиданные открытия.
История в деталях
Эта выставка – совместный проект Нижегородского художественного музея и московского «Музея Василия Тропинина и московских художников его времени». В нашем музее есть известная работа Тропинина «Кружевницы». Официально картин из этой серии всего три. Написанная первой обитает в Третьяковской галерее, вторая, принадлежавшая купцу Барышникову, после революции также попала в Третьяковскую галерею, но в 1926 году была передана в Нижегородский художественный музей, а третья находится в тропининском музее.
Сегодня на выставке кружевница одна, нижегородская, зато вокруг неё множество других превосходных портретов, у некоторых из которых свои тайны.
Неузнаваемого с первого взгляда франта – Суворова – написал Дмитрий Левицкий, автор лучшего портрета Дидро, поразившего самого философа. Его слава окончилась вместе с правлением обожаемой им государыни Екатерины II, чьи портреты он создавал в разные годы. Художник умер в полном забвении, хотя современники называли его гением.
Нижегородский след
Ещё более печальную историю рассказывает портрет Анны Петровны Шереметевой, созданный Иваном Аргуновым. Изначально это был портрет старшей дочери графа в свадебном платье, но за неделю до свадьбы девушка умерла от чёрной оспы. Ходили слухи, что её соперницы под видом подарка прислали ей шкатулку с отрезом одежды больного оспой. В итоге свадьба превратилась в похороны, а художнику приказали закрасить наряд, и поверх свадебного платья он написал дорожное. Оставил лишь розочку на голове.
Руки девушки он тоже спрятал, но по другой причине. Дело в том, что большинство художников первой половины XVIII века не умело писать руки. Считалось, что достаточно умения написать лицо. А если уж непременно заказчику на портрете нужны были руки (а с ними портрет стоил дороже), то обращались к приезжим, европейским мастерам. Неудачную руку закрасили и на портрете Матвея Бегичева, созданного Иваном Вишняковым.
А самая нижегородская история в том, что один из владельцев Дома губернатора, в котором проходит выставка, так и вовсе вернулся в родные стены, но уже в виде портрета. Это портрет генерал-губернатора Муравьёва кисти Сергея Зарянко. Говорят, Муравьёв любил этот портрет и возил с собой везде. Так что в этих стенах он не впервые.
Глубокие связи
Всего в экспозиции около 80 работ. Они сгруппированы по принципу принадлежности к школе или педагогу, давшему ученику профессиональные навыки и оказавшему влияние на его творчество. В цепочке этих отношений «учитель – ученик» можно проследить пути становления петербургской академической и московской школ живописи.
«Мне хотелось, чтобы посетители открыли для себя, что без личности учителя не состоялся бы ни один великий мастер. В свою очередь, многие известные живописцы становились педагогами. А порой талант ученика превосходил талант педагога. Неслучайно Леонардо да Винчи утверждал: «Плох тот ученик, который не превосходит учителя», – поделилась куратор проекта, заместитель генерального директора Художественного музея Ирина Миронова.
На выставке представлены работы Фёдора Рокотова, Алексея Антропова, Сергея Щукина, Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Алексея Саврасова, Михаила Нестерова, Владимира Маковского, Исаака Левитана и других знаменитых мастеров, а также и незаслуженно забытых художников – учеников Алексея Венецианова и Алексея Саврасова.
«Я уверена, что для посетителей выставки здесь будет много открытий, так же как и для нас, когда мы её готовили. Надеюсь, что она займёт своё место в числе самых значительных культурных событий этого года», – отметила, открывая выставку, директор тропининского музея Анна Попова.
Увидеть выставку можно до 16 июля.
0+