За каменной стеной: как пандемия изменила дома нижегородцев
Газета "Нижегородская правда" №97 от 09.12.2020
Подписка на газетуКоронавирусная атака заставила нас по-новому взглянуть на собственный дом. В самоизоляции он заменил нам офис, учебный класс, кафе, кинотеатр, салон красоты, спортзал… Даже для тех, кто привык порхать с места на место и всё время проводить в обществе, дом теперь стал центром жизни. В чём это проявляется и изменится ли это отношение после пандемии?
Расхламляемся и ремонтируем
Пожалуй, первое и основное, что кинулись делать нижегородцы, как, впрочем, и весь остальной мир, оказавшись в изоляции, так это убираться в своих домах. Толстому слою пыли на верхних полках, куда без табуретки не заберёшься, или под диваном, который просто так с места не сдвинешь, был дан решительный бой. Вместе с пылью и застарелыми пятнами, нижегородцы начали избавляться от лишних вещей, приобщившись к модному движению расхламления.
По данным аналитического центра «Авито. Услуги», этим летом в Нижнем Новгороде спрос на услуги по вывозу мусора вырос на 45%.
– В период самоизоляции люди занялись обустройством и улучшением домов и дач, нахождение в которых в режиме 24/7 оказалось не таким удобным, как могло показаться поначалу. Возникла потребность сделать свои жилища более комфортными и приспособленными для длительного пребывания. Многие начали активно избавляться от старых и ненужных вещей, – говорит руководитель макрокатегории «Обустройство, дом, дача» компании «Авито» Ольга Попова.
Многие решили пойти ещё дальше и сделать ремонт. Аналитики «Авито» отмечают, что в июне-июле этого года в Нижнем Новгороде спрос на товары, связанные со строительством и ремонтом, вырос на 86% по сравнению с прошлым годом. Пик спроса пришёлся на весну, на время полной самоизоляции, однако и летом волна не схлынула. Причём многие делали не просто косметический ремонт, а капитально переобустраивали жильё.
Наряжаемся
Натянуть заляпанную, но любимую футболку и треники с вытянутыми коленками после тяжёлого рабочего дня было вроде как само собой разумеющимся. Но когда твой дом и офис, и концерт-холл, ходить в старых вытянутых штанах ежедневно становится невыносимо. Особенно для прекрасной половины человечества, привыкшей наряжаться.
По данным интернет-магазина Wildberries, этой весной продажи пижам выросли на 160%, пеньюаров – на 140%, кигуруми (пижамы в форме сказочных героев) – на 195%.
Заметно обновился ассортимент домашней одежды в интернет-магазинах. Появились даже отдельные разделы, где предлагалось обновить гардероб, чтобы выглядеть стильно дома во время самоизоляции.
Обустраиваемся
Чтобы сделать свою жизнь в четырёх стенах ещё комфортнее, нижегородцы начали скупать технику для дома и индивидуального ухода.
В сентябре-октябре эксперты зафиксировали всплеск спроса на крупную и мелкую бытовую технику. Наибольший интерес нижегородцы проявили к стиральным машинам и пылесосам, а также плитам, холодильникам и морозильным камерам.
На 150% подскочил спрос в Нижнем Новгороде на бритвы и на 74% – на фены. Всё-таки уход за собой никто не отменял, а походы в парикмахерские и салоны красоты многие стараются по-прежнему ограничивать.
Кроме того, нижегородцы на 76% стали чаще ремонтировать мелкую бытовую технику – микроволновки, кухонные комбайны и т. п.
Впрочем, это свидетельствует и о том, что люди начали экономить. На 15% чаще стали чинить компьютерную технику, которая необходима для удалённой работы и учёбы.
– Осознанное потребление – один из трендов последних лет, который укрепился в пандемию. При наличии пары часов свободного времени, которые освободились, когда в офис ехать не нужно, и возможности найти мастеров недалеко от дома на онлайн-платформах, ремонт техники перестал казаться сложной задачей, – отметил руководитель маркетинговых проектов «Авито. Услуги» Иван Чулков.
Переезжаем
Есть и такие, кто в пандемию решился на кардинальные изменения. По подсчётам аналитиков портала «Авито. Недвижимость», в Нижнем Новгороде спрос на новостройки увеличился на 48% за последний год. В ноябре зафиксирован рост спроса на покупку земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в Нижегородской области на 34%.
Похоже, в пандемию даже те, кто привык не быть привязанным к одному месту, вынужден был осесть, загнездиться. Ещё одна любопытная тенденция – нижегородцы стали чаще заводить кошек и котиков. Эксперты «Авито» зафиксировали рост спроса на пушистых питомцев на 45% по сравнению с прошлым годом. Самыми популярными у нижегородцев оказались беспородные котята, на втором месте – шотландцы и британцы, замыкают тройку любимцев внушительные мейн-куны.
И эту тенденцию эксперты тоже считают неслучайной. Кошка, как известно, символ домашнего уюта, ценность которого в этом году выросла как никогда.
Александр Прудник, социолог:
– Пандемия, как и всякое глобальное негативное событие, воздействует на глубинные пласты человеческой психики.
Пробуждаются такие форматы поведения, которые, как считал человек, уже принадлежат далёкому прошлому. И сейчас, в условиях пандемии, знаменитый тезис «Мой дом – моя крепость» снова стал актуальным. Теперь именно дом, семья, круг близких друзей снова стали точкой сосредоточения устремлений, желаний человека. Только дома, в кругу близких он чувствует себя по-прежнему любимым, принятым, где от него не шарахаются, как от носителя инфекции, не требуют носить маску, соблюдать дистанцию. Домашняя среда стала местом, где сохраняются привычные человеческие модели поведения, человеческие отношения.
И если в первую волну, весной, люди жаловались на вынужденную изоляцию в четырёх стенах вместе с родственниками, то теперь снова ценно быть со своими детьми, мужем, женой, закрытыми от внешнего мира, откуда исходит угроза и опасность. И вместе с пандемией это уже не исчезнет. Те модели поведения, которые сформировались, в том числе с использованием новых средств коммуникации, никуда не уйдут. И то, что вместе со всеми высокими технологиями вернулась ценность семейного очага, – это и есть то положительное последствие пандемии, которое мы должны сохранить.