Заказчик отказался от строительства Нижегородского гидроузла: разбираемся, какая судьба ждёт плотину на Волге
Газета "Новое дело" №37 от 17.09.2020
Подписка на газетуВокруг строительства Нижегородского низконапорного гидроузла развернулся новый скандал. Заказчик проекта – ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» – в одностороннем порядке разорвал контракт с исполнителем, самарской фирмой ООО «Техтрансстрой». Те же, в свою очередь, пытаются через суд оспорить это решение, заявляя, что проект гидроузла полностью готов. А между тем сроки возведения плотины уже серьёзно затягиваются.
Большая вода
Строительство низконапорного гидроузла на Волге столкнулось с новыми проблемами. Согласно информации, размещённой на сайте госзакупок, контракт на разработку проекта плотины на Волге был отменён. Инициатором такого решения выступил заказчик – администрация Волжского бассейна внутренних водных путей, расторгнувшая договор с подрядчиком в одностороннем порядке. Как удалось узнать, в ведомстве недовольны образовавшейся просрочкой, ведь проект должен быть сдан ещё в 2018 году. Кроме того, на позицию заказчиков повлияли и недостатки в документации, обнаруженные во время проведения госэкспертизы этим летом.
Тогда специалисты остались недовольны экологической составляющей проекта, опасаясь, что гидроузел может пагубно повлиять на некоторые территории региона. Эксперты прогнозировали затопление важных памятников природы и общественных земель. Документацию отправили на доработку, а в Федеральном агентстве морского и речного флота предсказывали, что строительство в запланированные сроки до 2024 года не удастся осуществить. Теперь, при условии расторгнутого контракта, такие прогнозы кажутся очень вероятными.
В свою очередь, проектировщик строительства гидроузла – ООО «Техтрансстрой» из Самары – обратился с иском в суд с просьбой признать расторжение контракта незаконным. В 2017 году фирма выиграла торги, предложив 962,5 млн рублей против объявленных 1,25 млрд. И сейчас, как уверяет подрядчик, проект гидроузла на Волге полностью готов.
– Мы как генеральный проектировщик со своей стороны выполнили колоссальный объём работы. И по независящим от проектной организации причинам она не получила формального положительного заключения госэкспертизы, – рассказал главный инженер ООО «Техтрансстрой» Игорь Краснощёков. – Считаем и, надеюсь, что наш заказчик тоже так считает, что эта работа должна быть продолжена и доведена до логического завершения. Вопрос лишь в том, что для достижения положительного результата, который удовлетворил бы все стороны, всем участникам процесса необходимо прийти к взаимопониманию и общими усилиями решить проблемные вопросы, которые возникают в процессе разработки объекта.
Сейчас «Техтрансстрой» надеется на то, что суд встанет на сторону компании и позволит ей завершить работу. Но этот судебный процесс – не первый конфликт, который возникает вокруг резонансной плотины на Волге.
Бегущие по волнам
Проблемы обмеления уровня Волги и необходимость развития судоходства в регионе обсуждаются уже несколько лет. По первоначальным замыслам, исправить ситуацию должно было поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до опасной 68‑й отметки. Но жители области и экологи выступили против проекта, опасаясь масштабных затоплений. И после длительных общественных обсуждений от этой идеи отказались.
В качестве альтернативы и было предложено строительство низконапорного гидроузла в Балахнинском районе. Однако сразу несколько экспертиз доказали, что без проектирования специальных защитных сооружений и этот проект окажется губителен для экологии.
И всё же он ещё может претвориться в жизнь. По словам экологов, расторгнутый контракт не означает полный отказ от сооружения плотины.
– Это серьёзный шаг вперёд в деле недопущения строительства низконапорного гидроузла, – считает руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов. – Фактически администрация Волжского бассейна этим отказом подтвердила то, в чём общественные организации пытались убедить последние два года: что «Техтрансстрой» не обладает должной квалификацией для этого проектирования и, соответственно, в итоге он и не сумел подготовить качественный проект. Но следует понимать, что это не отказ от проекта, как нам хотелось бы, а отказ от конкретного проектировщика.
Существует и третье предложение по поддержанию судоходной отрасли. Строительство в Городце третьей, более глубокой, нитки шлюзов и изменение режима стока водохранилищ не нанесло бы ущерба экосистеме и, по некоторым оценкам, стоило бы дешевле. Этот вариант уже несколько лет активно поддерживают нижегородские власти и жители региона. Возможно, нынешние судебные баталии, которыми «оброс» гидроузел на Волге, заставят и федеральное правительство внимательнее к нему присмотреться.
Светлана ЛЁВКИНА