Знаменитые друзья поделились воспоминаниями о Владимире Высоцком
Газета "Нижегородская правда" №4 от 26.01.2022
Подписка на газетуНаверное, нет ни одного актёра и певца в стране, про которого бы говорили и писали столько, сколько про Владимира Высоцкого. 25 января – день его рождения и повод снова вспомнить яркую личность, отношение к которой у каждого своё. Своими воспоминаниями с «Нижегородской правдой» поделились режиссёр Сергей Тарасов и актёр Вениамин Смехов.
Сергей Тарасов: «Из-за Высоцкого я устроил грандиозный скандал в Госкино»
Легендарного режиссёра Сергея Тарасова, недавно отпраздновавшего 88-летие, широкая публика знает по его рыцарским экранизациям – «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», «Чёрной стреле», «Приключениям Квентина Дорварда», «Рыцарскому замку», «Стрелам Робин Гуда». Он же написал сценарий для фильма Станислава Говорухина «Вертикаль», в котором снялся Владимир Высоцкий. Правда, с момента начала съёмок и до сих пор Тарасов считает фильм откровенно неудачным.
С Высоцким он познакомился в первый день съёмок. Приехав на площадку, Тарасов был так расстроен тем, во что превратился его замысел, что Владимир Семёнович решил спеть для него что-нибудь утешительное. Так Тарасов услышал песню «Здесь вам не равнина…», после которой заявил режиссёрам: «Про материал я даже говорить ничего не буду, но фильм получится, если вы туда вставите песни Высоцкого». Так всё и вышло.
Когда Тарасов на Рижской киностудии стал снимать повесть о рыбаках и любви «Морские ворота», то попросил Высоцкого написать к фильму песни.
– Его друг Анатолий Васильев с Таганки в моём фильме играл главную роль, и именно он должен был эти песни петь. Высоцкий написал мне четыре замечательных песни о кораблях. Я повёз их в Гостелерадио, где зампред Стелла Жданова, красивая, но невероятно злая дама, продержав меня день в приёмной, сказала: «Высоцкого, молодой человек, на телевидении не будет никогда!», – вспоминает Сергей Сергеевич.
В итоге песни к фильму написал Юрий Визбор. А для Сергея Тарасова началась «битва за Высоцкого». Страстный поклонник рыцарских романов, он стал снимать фильм «Стрелы Робин Гуда», шесть превосходных баллад к которому также написал для Тарасова Высоцкий.
– Но мой фильм с ними не приняли. Потребовали вместо песен Высоцкого поставить туда песни Раймонда Паулса – песни, спетые латышскими певцами на плохом русском языке. Когда я их услышал, то примчался и устроил грандиозный скандал в Госкино. Я хлопал дверьми так, что штукатурка отваливалась. В монтажном цехе в Риге никто не согласился фильм резать. И тогда приехала монтажёрша из Москвы, – вновь вспоминает Сергей Сергеевич.
Так песни Высоцкого исчезли из фильма. Но не из жизни! Авторскую копию фильма Тарасов спас, и это – настоящее чудо. Ведь раньше все плёнки, не угодившие киноруководству, смывали. Из смытой эмульсии добывали серебро, а из плёнки производили шарики для пинг-понга и мыльницы. Но Тарасов не дал своему творению превратиться в мыльницу.
– Плёнку я попросту украл, – признаётся режиссёр. – Мы с моей монтажёршей вытащили всё по коробочке, спрятали в багажник, и я увёз фильм домой. Сейчас использую его как ножку для дивана.
Когда Высоцкий умер, Сергею Тарасову разрешили использовать баллады Высоцкого в другом кино. Так появилась «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». И лишь в начале 1990‑х годов песни Высоцкого вновь были возвращены в фильм «Стрелы Робин Гуда».
– В 1997‑м, когда фильм показали по телевидению, дочка подарила мне складень – «Робин Гуд» с Высоцким и «Робин Гуд» с Паулсом. Смотри что хочешь! Ну вы-то точно знаете, что я смотрю! – хитро улыбается режиссёр.
Вениамин Смехов: «Высоцкий – это чудо, которое распознали только спустя время»
Другой наш собеседник – знаменитый актёр Вениамин Смехов. На протяжении 16 лет вместе с Высоцким он выходил на сцену в спектаклях Театра на Таганке. И к юбилею барда, в январе 2018-го, написал посвящённую другу книгу «Здравствуй, однако…». Название книги – первая строка из письма, написанного ему Владимиром Высоцким и Валерием Золотухиным летом 1968 года во время съёмок фильма «Хозяин тайги». В книге Смехов собрал материалы, интервью и страницы из дневников 1973 – 1980 годов.
– То, что тогда казалось нам обыденным, сейчас вдруг стало историческим. Как же, я с Высоцким пил чай… и не только, – рассказывает Смехов, – но вы не подумайте, что я имею в виду алкоголь! Когда появляются слухи и СМИ задают вопросы, а что он пил, спрашивают о наркомании – это нулевое попадание в Высоцкого. Это ложь с начала и до конца! В Высоцком главное другое. То, что за короткий срок, за 20 поэтических лет он, запрещённый поэт, у которого не вышло ни одного разрешённого сборника, стал известен и любим. Он – чистого слова слуга и нелегальных концертов солист. Он не раз говорил, что если на одну чашу весов положить всё, что он сделал в кино и в театре, а на другую – работу над строкой, то она перевесит… Это было для него главным. Поэт, если он настоящий поэт, к белому листу бумаги относится как к целомудрию прекрасной женщины. И уж, конечно, не сядет писать стихи нетрезвым. И Высоцкий был таким!
В своей книге Вениамин Борисович собрал множество фактов из жизни Высоцкого, которые показывают его как актёра, поэта, друга, настоящего сына своей страны, которую он не покинул несмотря ни на что, а заодно раскрывают эпоху, в которую он жил. Гастроли, спектакли, встречи, съёмки, творческие вечера, дружеские посиделки. И, конечно же, Театр на Таганке.
– Попасть в наш театр было практически невозможно в течение всего «золотого века» Таганки. Это было золотое двадцатилетие. Потом был изгнан из страны Юрий Любимов как враг СССР. Когда Юрий Петрович вернулся в перестроечные годы, всё поменялось – была уже другая жизнь и другой театр. Высоцкий – это необыкновенный случай в истории отечественной культуры. Как это всегда бывает с подобным феноменом в России, распознаётся это чудо спустя время. В день прощания 28 июля 1980 года человеческие потоки текли в течение многих часов мимо нас. Этот страшный день с 30-градусной жарой и с людьми, которые сидели на крышах высоких домов, мне не забыть никогда,– делится актёр.
Кстати, современное обращение к поэту в фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», не вызвало у него отторжения:
– Младший сын Володи, Никита, которого в семье все звали Никифор, буквально выстрадал фильм. Володя ровно за год до своей смерти пережил клиническую смерть, 25 июля 1979 года. Это случилось на гастролях в Бухаре. Никита долго носил это в себе. Перед премьерами в кинотеатрах был закрытый просмотр на «Мосфильме», на который пригласили меня, Александра Митту, Валерия Золотухина и Люсю Абрамову. К нам присуседился тогдашний премьер-министр Владимир Путин. И фильм этот тогда нашу душу порезал. Это было сильно, – признаётся Смехов.
Одна из последних глав его книги – рассказ о 24 января 1988 года, дне, который Вениамин Борисович называет феноменальным.
– Представьте, восемь лет понадобилось государству, чтобы догнать уровень любви многомиллионного народа, посмертно присвоить Высоцкому звание лауреата Государственной премии и организовать в Лужниках вечер памяти, посвящённый его 50-летию, – вспоминает он. – Отрадно чувствовать, что сегодня, через столько лет, Володю понят, любят и понимают. И отмечают его день рождения как один из семейных праздников.
Любопытный факт
Первой женой Владимира Высоцкого была уроженка города Горького Изольда Мешкова.
Эта была любовь с первого взгляда, хотя Изольда уже была замужем. С Высоцким она училась в Школе-студии МХАТа. Владимир называл её Изуля, а она его – Волчонок – за хриплый голос и песни, которые он ей посвящал. Есть версия, что они не раз приезжали вместе в Горький.
Его не пугал ни её статус замужней дамы, ни расстояния. Он добился развода. Свадьба в 1960 году состоялась «по Высоцкому»: не были куплены кольца, марш Мендельсона заменила музыка из «Укротительницы тигров», букетом невесты была охапка подснежников, а у свадебных туфель Изольды Высоцкий оторвал каблуки, чтобы быть с любимой одного роста и обнимать девушку за шею, как он всегда любил.
Но после свадьбы веселье закончилось. Не было квартиры, денег, работы. А Высоцкий встретил Людмилу Абрамову и вновь погрузился в пучину любви.
Изольда же в память о муже так и осталась Высоцкой. Её не стало летом 2018-го, в год, когда Владимиру Семёновичу могло бы исполниться 80 лет.