Особо агрессивен. Как распознать опасные симптомы?

фото wallpapersok.com

Мальчишки во все времена выясняли отношения друг с другом, дрались, потом мирились и дружили дальше. Времена изменились, да и мальчишки тоже. Теперь они хватаются за оружие.

 

Еще несколько лет назад про вооруженных школьников мы узнавали из заграничных новостей. Сегодня и российские подростки стали решать свои проблемы с помощью пистолета.

В голове не укладывается, как мальчик, у которого еще вся жизнь впереди, который еще толком не испытал на себе ударов судьбы, жестоко и методично, как опытный снайпер на войне, отстреливает беззащитных детей.

Всему виной скрытое в каждом из нас чувство агрессии.

Основные причины возникновения агрессии — это страх и гнев. Деструктивные эмоции, испокон веков разрушающие все живое. Защищая свою жизнь или в отместку за смерть близкого, человек решался на убийство.

В наше время, сытое и спокойное, человек чувствует себя защищенным. Однако, приступы агрессии не исчезают, и иногда проявляются у людей, особенно подростков особенно остро, переходя все возможные границы морально и социально приемлемых норм.

Откуда же рождаются неуправляемые приступы агрессии? Как не допустить, чтобы ваш ребенок стал агрессивным? Чем вызван феномен агрессивного поведения подростков по отношению к своим сверстникам. На эти и другие вопросы отвечает наш эксперт, гештальт-терапевт Анна Дубова.

— Откуда появляются приступы агрессии у подростков?

— Приступ агрессии всегда имеет причину. Рассматривая приступ, как поведение в состоянии аффекта, важно понимать, что этому обязательно предшествовали события, которые привели к сильнейшему эмоциональному выплеску. Находясь в состоянии аффекта (состоянии сильного эмоционального возбуждения) человек практически  не способен контролировать свое поведение.

Стоит отметить, что ни один здоровый, счастливый, довольный своей жизнью человек не впадает в необъяснимое поведение без видимых на то причин. К основным причинам можно отнести: нарушения психики, аномалии воспитания, проблемы внутри семьи, психологические травмы, сильное стрессовое состояние, «буллинг» (или травля одного из членов коллектива со стороны всех остальных участников), длительное угнетение личности (унижение достоинства) со стороны окружения (учителя, тренера, родственники), конфликты со сверстниками или родителями.

 

— Как понять, что ребенок агрессивен и может причинить вред здоровью и жизни окружающих?

— Агрессия бывает двух видов – витальная и деструктивная.

Первая необходима личности буквально для того, чтобы выжить. Процесс поглощения пищи, продолжения рода, отстаивание своих психологических границ – все это не возможно без проявления «хорошей» или здоровой агрессии.

Что касается деструктивной агрессии, при которой идет разрушение себя (психосоматические заболевания, суицидальные наклонности, употребление психоактивных веществ) или окружающих (причинение вреда другим), то она является следствием ряда процессов.

В периоды возрастных кризисов агрессивные проявления у детей являются нормой и даже показателем психологического здоровья. Например, кризис трех лет и подростковый кризисы являются самыми яркими. Дети перечат родителям, спорят, протестуют, требуют, повышают голос, грубят, всячески отстаивают себя.

В 3 года ребенок психологически «отделяется» от матери, в подростковом возрасте —  личность проходит свое становление и ребенок «переходит» из мира детства во взрослый мир. Несомненно, без здоровой порции злости ребенок не справится и не сможет перейти на новую фазу развития.

Другое дело, когда поведение становится уже патологическим, когда родители и окружающие замечают, что ребенок перестает понимать, где нужно остановиться и не справляется со своими эмоциями. В этом случае, необходимо обратиться к специалисту.

Деструктивное поведение в каждом конкретном случае имеет свои причины, в которых поможет разобраться психолог, а в некоторых случаях может понадобиться и консультация психиатра.

— Если маленький ребенок злится, ругается, дерется — нужно ли это пресекать или, наоборот, нужно давать выход негативным эмоциям?

— Злость – это такая же эмоция, как и радость. Она возникает абсолютно у всех. А на любую эмоцию необходимо реагировать.

Неприятность со злостью состоит в том, что она не одобряется в обществе, а у детей еще и неудобна для родителей. Поэтому часто в воспитательном процессе родителями используются «перегибы» в стремлении подавить злость (как пример: «на маму злиться нельзя»). Такое поведение ведет к крайне неблагоприятным последствиям. Злость накапливается, не находит выхода и трансформируется в навязчивые состояния.

Например, дети грызут ногти, расчесывают кожу, выдергивают себе волосы. Если на такие вещи не обращать внимания, они могут перерасти в различные заболевания.

Также подавленная злость  может перейти в гнев, ярость, в свое крайнее проявление, при котором эмоция уже выходит из-под контроля.  Процесс сдерживания эмоций аналогичен процессу сжатия пружины  — бесконечно это делать невозможно и, понятно, что будут последствия.

Важно научить ребенка выражать злость конструктивно без нанесения вреда себе и другим, это задача родителей. Если родители не в состоянии справиться самостоятельно, тогда  необходимо обратиться за помощью к специалисту.